Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Актуальные подходы к изучению сообществ выпускников в современном научном дискурсе: к постановке вопроса

https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-130-141

Аннотация

Технологии постакадемической работы с выпускниками образовательных учреждений стали объектом исследований в научной среде сравнительно давно применительно к зарубежным исследованиям и недавно – к отечественным разработкам. Это объясняется трансформациями образовательной системы в России на протяжении короткого (по меркам истории) промежутка времени. Советский опыт работы с выпускниками, в особенности – иностранными гражданами, был оставлен на периферии научной дискуссии в связи с новой конкурентной внутренней образовательной средой, требующей от вузов поисков новых стратегий привлечения абитуриентов и использования для этих целей сообществ выпускников. Цель статьи заключается в выявлении научных подходов к изучению сообществ выпускников, определении их интересантов и характеристике перспективности подходов для практической работы. В статье акцент делается на прагматических и ценностных аспектах взаимодействия выпускников с вузом: поиск мотивации выпускников стать членом ассоциации вуза, постулируемые ценности принадлежности к данному сообществу, потенциал выпускников в сфере двусторонних межгосударственных отношений. По результатам исследования делается вывод, что в научном дискурсе доминирующую роль играют внутренние экономические аспекты образовательной деятельности: привлечение новых абитуриентов, привлечение бизнес-партнеров, трудоустройство выпускников. Внешнеполитические интересы при работе с выпускниками только начинают подвергаться анализу со стороны политологов и социологов международного профиля. Опыт работы с иностранными гражданами, которые получили образование в других странах, может послужить основой для создания российской стратегии взаимодействия с иностранными выпускниками.

Об авторе

Е. А. Кузьменко
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Елена Алексеевна Кузьменко. Кандидат исторических наук. Директор Центра исследований международных гуманитарных коммуникаций

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Булатова Г.А., Зайцева Т.М. Взаимодействие вузов и работодателей как фактор формирования профессиональной компетентности выпускников [The Interaction of Universities and Employers as a Factor in the Formation of Professional Competence of Graduates] // Достойный труд – основа стабильного общества: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 20–24.

2. Леушин И.О., Леушина И.В. Кастомизация выпускника вуза: иллюзия или требование времени? [Customization of a University Graduate: an Illusion or a Requirement of Time?] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 56–63. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-7-56-63.

3. Мельникова Н.Е., Шокин Я.В., Зенько А.А., Крейдер О.А. Управление отношениями с выпускниками вуза [Managing Relations with University Graduates] // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 3. С. 131–146.

4. Овчинникова М.М. Вуз как корпорация: особенности корпоративной культуры вуза [University as a Corporation: Features of the University’s Corporate Culture] // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 2. С. 100–105.

5. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации [Communicology: Fundamentals of Communication Theory]. М., 2010.

6. Beebe S.A. Structure-Interaction Theory: Conceptual, Contextual and Strategic Influences on Human Communication // Russian Journal of Linguistics. Vestnik RUDN. 2015. No. 4. P. 17–32.

7. Ewell P.T. Alumni Studies as Instruments of Public Policy: The US Experience // New Directions for Institutional Research. 2005. No. 126. P. 19–29.

8. Iskhakova, L., Hilbert, A., Joehnk, P. Cross-cultural Research in Alumni Loyalty: An Empirical Study among Master Students from German and Russian Universities // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2020. No. 33(4). P. 457–492. https://doi.org/10.1080/10495142.2020.1760995.

9. Krannich S., Hunger U. Das Potential internationaler Studierender an deutschen Hochschulen für die Entwicklung ihrer Herkunftsländer [The potential of international students at German universities for the development of their countries of origin] // Die Hochschule: Journal für Wissenschaft und Bildung. 2021. No. 30(2). S. 108–122.

10. Obeng-Ofori D., Oppong Kwarteng H. Enhancing the Role of Alumni in the Growth of Higher Education Institutions // International Journal of Multidisciplinary Studies and Innovative Research. 2021. Vol. 4. P. 40–48.

11. Spaeth J.L., Greeley A.M., Hesburgh T.M. Recent Alumni and Higher Education. A Survey of College Graduates. Berkeley, 1970.


Рецензия

Для цитирования:


Кузьменко Е.А. Актуальные подходы к изучению сообществ выпускников в современном научном дискурсе: к постановке вопроса. Россия и мир: научный диалог. 2025;(2):130-141. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-130-141

For citation:


Kuzmenko E.A. Current Approaches to the Study of Graduate Communities in Modern Scientific Discourse: Posing a Question. Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(2):130-141. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-130-141

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)