Актуальные подходы к изучению сообществ выпускников в современном научном дискурсе: к постановке вопроса
https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-130-141
Аннотация
Технологии постакадемической работы с выпускниками образовательных учреждений стали объектом исследований в научной среде сравнительно давно применительно к зарубежным исследованиям и недавно – к отечественным разработкам. Это объясняется трансформациями образовательной системы в России на протяжении короткого (по меркам истории) промежутка времени. Советский опыт работы с выпускниками, в особенности – иностранными гражданами, был оставлен на периферии научной дискуссии в связи с новой конкурентной внутренней образовательной средой, требующей от вузов поисков новых стратегий привлечения абитуриентов и использования для этих целей сообществ выпускников. Цель статьи заключается в выявлении научных подходов к изучению сообществ выпускников, определении их интересантов и характеристике перспективности подходов для практической работы. В статье акцент делается на прагматических и ценностных аспектах взаимодействия выпускников с вузом: поиск мотивации выпускников стать членом ассоциации вуза, постулируемые ценности принадлежности к данному сообществу, потенциал выпускников в сфере двусторонних межгосударственных отношений. По результатам исследования делается вывод, что в научном дискурсе доминирующую роль играют внутренние экономические аспекты образовательной деятельности: привлечение новых абитуриентов, привлечение бизнес-партнеров, трудоустройство выпускников. Внешнеполитические интересы при работе с выпускниками только начинают подвергаться анализу со стороны политологов и социологов международного профиля. Опыт работы с иностранными гражданами, которые получили образование в других странах, может послужить основой для создания российской стратегии взаимодействия с иностранными выпускниками.
Об авторе
Е. А. КузьменкоРоссия
Елена Алексеевна Кузьменко. Кандидат исторических наук. Директор Центра исследований международных гуманитарных коммуникаций
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Булатова Г.А., Зайцева Т.М. Взаимодействие вузов и работодателей как фактор формирования профессиональной компетентности выпускников [The Interaction of Universities and Employers as a Factor in the Formation of Professional Competence of Graduates] // Достойный труд – основа стабильного общества: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 20–24.
2. Леушин И.О., Леушина И.В. Кастомизация выпускника вуза: иллюзия или требование времени? [Customization of a University Graduate: an Illusion or a Requirement of Time?] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 56–63. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-7-56-63.
3. Мельникова Н.Е., Шокин Я.В., Зенько А.А., Крейдер О.А. Управление отношениями с выпускниками вуза [Managing Relations with University Graduates] // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 3. С. 131–146.
4. Овчинникова М.М. Вуз как корпорация: особенности корпоративной культуры вуза [University as a Corporation: Features of the University’s Corporate Culture] // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 2. С. 100–105.
5. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации [Communicology: Fundamentals of Communication Theory]. М., 2010.
6. Beebe S.A. Structure-Interaction Theory: Conceptual, Contextual and Strategic Influences on Human Communication // Russian Journal of Linguistics. Vestnik RUDN. 2015. No. 4. P. 17–32.
7. Ewell P.T. Alumni Studies as Instruments of Public Policy: The US Experience // New Directions for Institutional Research. 2005. No. 126. P. 19–29.
8. Iskhakova, L., Hilbert, A., Joehnk, P. Cross-cultural Research in Alumni Loyalty: An Empirical Study among Master Students from German and Russian Universities // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2020. No. 33(4). P. 457–492. https://doi.org/10.1080/10495142.2020.1760995.
9. Krannich S., Hunger U. Das Potential internationaler Studierender an deutschen Hochschulen für die Entwicklung ihrer Herkunftsländer [The potential of international students at German universities for the development of their countries of origin] // Die Hochschule: Journal für Wissenschaft und Bildung. 2021. No. 30(2). S. 108–122.
10. Obeng-Ofori D., Oppong Kwarteng H. Enhancing the Role of Alumni in the Growth of Higher Education Institutions // International Journal of Multidisciplinary Studies and Innovative Research. 2021. Vol. 4. P. 40–48.
11. Spaeth J.L., Greeley A.M., Hesburgh T.M. Recent Alumni and Higher Education. A Survey of College Graduates. Berkeley, 1970.
Рецензия
Для цитирования:
Кузьменко Е.А. Актуальные подходы к изучению сообществ выпускников в современном научном дискурсе: к постановке вопроса. Россия и мир: научный диалог. 2025;(2):130-141. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-130-141
For citation:
Kuzmenko E.A. Current Approaches to the Study of Graduate Communities in Modern Scientific Discourse: Posing a Question. Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(2):130-141. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-130-141