Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск
№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДУНАРОДНЫЕ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Международные отношения 

22-37 29
Аннотация

В статье представлены материалы научной дискуссии, проведенной в Национальном исследовательском институте развития коммуникаций (Москва, Россия), основной темой которого был опыт урегулирования территориальных конфликтов. Рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с теорией и практикой реализации разного рода подходов к разрешению кризисов. Охарактеризованы основные политико-правовые подходы и дипломатические инструменты организации международного посредничества в деле урегулирования территориальных конфликтов. Представлены результаты исследования исторического опыта международного посредничества в урегулировании территориальных конфликтов. Предложена основанная на данных методика, позволяющая оценить информационные источники, направленные на освещение конфликта. Рассмотрены имевшие место в разный период времени конфликты в Центральной Азии и на Кавказе. Территориальные конфликты многочисленны в регионе Центральной Азии. В основном они связаны с отсутствием официальных государственных границ между тремя странами: Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном. Наиболее сложным, масштабным и кровопролитным является конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном в 2021 году, который был поддержан вооруженными силами двух стран. Переговоры, делимитация и демаркация границ – пока наиболее существенная альтернатива существующим конфликтам. Установлены особенности их протекания, выделены инструменты управления данными событиями. Предложен набор рекомендаций, имеющий научное и практическое значение в части применения стратегий антикризисного реагирования на постсоветском пространстве.

38-49 28
Аннотация

В статье анализируются глобальные, региональные и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на общественно-политические флуктуации и дестабилизации Афганистана. Среди них особое место занимают исследования рисков, связанных с системой региональной безопасности, в том числе проблемы терроризма и наркоугрозы. В числе стабилизирующих факторов особое место уделяется развитию транзитного потенциала Афганистана (реализации возможности стать связующим мостом между Центральной Азией и Южной Азией). Автор анализирует деятельность талибов за семь месяцев их нахождения у власти, выдвигает гипотезу относительно причин возникновения внутренней конфронтации в движении и уделяет внимание проблеме признания новой власти международным сообществом. Отмечается, что сложился парадоксальный феномен, когда с нелегитимным, непризнанным правительством «Талибана» (террористической  организацией,  запрещенной  во  многих  странах)  ведут переговоры об экономических, инфраструктурных проектах, заключают соглашения об инвестициях, налаживают внешнеполитические отношения, принимая новых дипломатов. Возможно, на примере Афганистана в перспективе мир увидит новый механизм международной легитимации правительств, силовым путем захвативших власть и изначально являвшихся неприемлемыми международными партнерами, изгоями.

50-62 35
Аннотация

В статье рассматриваются возможности и пределы оценки стабильности политических систем в частично признанных государствах. Автор исследует особенности, свойства и характеристики центральных феноменов – «политическая система», «стабильность», «устойчивость», «частично признанные государства». Значительное внимание сосредоточено на установлении различий и сходств между понятиями «стабильность» и «устойчивость». Актуальность исследования определяется необходимостью установления связей, состоянием политических систем, частично признанных государств от внешних и внутренних политических процессов и отношений.

Методологической основой исследования выступают: общенаучный и системный методы, структурно-функциональный и сравнительно-политологический методы, контент-анализ историко-правовых документов. Выбранная методологическая база обусловливается двумя факторами: первый – современные тенденции, закономерности и процессы поступательного развития отечественной и зарубежной политической науки; второй – авторская позиция исследователя.

Результаты исследования указывают на возможную состоятельность оценки стабильности политических систем частично признанных государств, с учетом особенностей их политической культуры. В то же время внешние факторы, определяющие отдельные, но существенные элементы политической системы частично признанных государств, свидетельствуют о характерной неустойчивости политических систем исследуемых политий.  

63-75 34
Аннотация

Статья посвящена проблематике дружественности как категории современного состояния коммуникационных режимов Республики Молдова и Российской Федерации. В процессе исследования была задействована теоретико-методологическая база, основу которой составили труды представителей политического реализма и социального конструктивизма. В ходе анализа удалось выявить основные компоненты, позволяющие судить о характере дружественности двух коммуникационных режимов, среди которых: согласованность национальных интересов в регионе; параметры сотрудничества в области безопасности, в сфере торгово-экономического сотрудничества, в плоскости гуманитарного направления. Отдельное место занимает вопрос урегулирования молдавско-приднестровских отношений. Доказано, что в общественно-политическом дискурсе Молдовы Россия воспринимается как один из главных участников региональной системы отношений, в связи с чем на политическом поле молдавского государства образовались партии геополитического толка, из которых одна часть выступает за европейскую интеграцию Молдовы, другая – за сбалансированные отношения с ЕС и Россией, отдавая предпочтение европейскому вектору. Третьи силы – унионистского толка – выступают за интеграцию Молдовы с Румынией. Определено, что степень дружественности режимов находится в прямой зависимости от национальных интересов государств и их связи с внешними акторами.

76-97 40
Аннотация

На президентских выборах во Франции в 2022 году действующий̆ президент страны Э. Макрон и лидер правой̆ партии «Национальное объединение» М. Ле Пен выступают среди главных кандидатов, особенно в случае второго тура голосования. Цель данной̆ статьи заключается в поиске ответа на вопрос о влиянии фактора пандемии на соперничество двух кандидатов на президентских выборах. Особое внимание уделяется двум аспектам конкуренции двух политиков: некоторые неоднозначные действия Э. Макрона в борьбе с пандемией, которые оказали негативное влияние на его рейтинг, и попытки М. Ле Пен использовать пандемию для расширения своего электората и увеличения шансов на победу в выборах. Для достижения поставленных целей были использованы методы статистики, работы с социологическими опросами, а также сравнительный анализ для определения и сопоставления взглядов двух политиков по конкретным вопросам. В результате были сделаны выводы о том, что отдельные решения Э. Макрона по борьбе с пандемией действительно оказали негативное, но не решающее влияние на его рейтинг. М. Ле Пен, в свою очередь, адаптировав некоторые важнейшие пункты своей программы под коронавирусный период, не предложила качественно новых идей по борьбе с пандемией, за что эксперты продолжают считать ее правопопулистским политиком с противоречивыми высказываниями. Риторика лидера «Национального объединения» определенно привлекает новых последователей, однако в случае выхода М. Ле Пен во второй тур против Э. Макрона, вероятнее всего, произойдет повторение сценария выборов 2017 года.

ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ СОЦИУМ. Социальная структура, социальные институты и процессы. Политическая социология 

100-131 22
Аннотация

Статья содержит наиболее значимые и интересные материалы научной дискуссии, проведенной Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций по проблемам информационного суверенитета и информационной безопасности России. Авторами обозначены основные угрозы и риски устойчивости и стабильности Российской Федерации в эпоху цифровизации; рассмотрены подходы к определению понятия «информационный суверенитет», определены его критерии, выявлены проблемы обеспечения информационного суверенитета России, в частности, связанные с технологической зависимостью России от зарубежных технологий и оборудования, слабой защищенностью российской информационной инфраструктуры. В ходе дискуссии были выработаны рекомендации: 1) значительно увеличить финансирование российской высокотехнологичной промышленности, поддержать российские исследования в области компьютерных технологий, чтобы свести зависимость от иностранной продукции к минимальным значениям и повысить защищенность объектов критической инфраструктуры; 2) продолжать развитие отдельного направления в области кибербезопасности в Вооруженных Силах РФ, наращивать военный потенциал в области цифровых технологий; 3) проводить активную политику в информационной сфере, направленную на борьбу с ложными сообщениями; 4) отслеживать распространение противоправной информации в социальных сетях; 5) начать реализацию государственной политики в сфере просвещения населения по вопросам информационной безопасности, правилам безопасного взаимодействия граждан с цифровыми технологиями; 6) усилить контроль за противоправной деятельностью в Интернете.

132-163 53
Аннотация

В статье представлены материалы научной дискуссии, проведенной Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций в апреле 2021 года. Проведена оценка управляемости и определен тип коммуникационного режима Беларуси. Проанализированы географические, исторические, геополитические факторы формирования белорусского коммуникационного режима в исторической ретроспективе и в актуальной ситуации. Показано, что его эволюция осуществлялась в условиях противодействия двух разнонаправленных тенденций: развитие системы вертикальных коммуникаций, характерных для стран с институциональной матрицей, где доминируют редистрибутивные институты, и системы горизонтальных коммуникаций, что характерно для стран с доминированием рыночных институтов в институциональной матрице. Следствием этого стало формирование двух ядер коммуникационного режима. Ряд участников дискуссии считают, что одно из ядер коммуникационного режима (связано с католической церковью) обусловливает невозможность выстраивания в Беларуси жесткой, абсолютно контролируемой властью иерархической коммуникационной модели.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ. История международных отношений и внешней политики 

166-177 21
Аннотация

Показано, что формирование русских фронтиров было обусловлено в  первую  очередь  необходимостью  обеспечения  безопасности  своих  рубежей. Выделены и охарактеризованы периоды в их эволюции. Установлено, что первая стадия (формирование милитарного фронтира) связана с постройкой укрепленных линий и переселением на огороженные ими земли казаков и крестьян. Вторая стадия – оформление  юридического  статуса  фронтирных  территорий  и  установление особых военизированных форм управления. Третья стадия характеризуется, наряду с трансплантацией на новые земли институтов редистрибутивного типа, доминировавших в институциональной матрице России, возникновением и распространением здесь рыночных институтов, что обусловило пространственную неоднородность российской институциональной матрицы. Заключительная стадия – дефронтиризация, для достижения которой задействовались различные инструменты: совершенствование материально-технологической среды приобретенных территорий, встраивание их в общеимперское правовое поле, распространение православия и сферы применения русского языка, экономическое стимулирование государством русской колонизации, социализация местных элит и их привлечение к процессу управления новыми землями. На всех стадиях эволюция фронтирных территорий управлялась российским государством, причем проводимая политика выстраивалась на принципах диалога с автохтонным населением. Наличие фронтиров тормозило переход от экстенсивных к интенсивным методам освоения пространства, переориентировало империю на самодостаточный вариант развития, обусловило особый, российский путь модернизации.

178-201 45
Аннотация

В соответствии с Парижским соглашением по климату, 193 государства взяли на себя обязательства по сокращению выбросов углекислого газа и адаптации к изменению климата. Почти половина из них к настоящему моменту приняла программы  по  достижению  углеродной  нейтральности.  В  прошлом  году, к проведению 26-й Конференции ООН по климату в Глазго, многие ведущие эмитенты CO2 значительно усилили свои климатические цели. Однако стремление ко все большему сокращению ископаемой и атомной энергетики в пользу «чистых» источников столкнулось в 2021 году со всемирным энергетическим кризисом, поставившим под вопрос устойчивость энергосистем, заточенных под достижение климатических задач. Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи стремительного роста цен на природный газ с реализацией климатических обязательств и национальных планов государств, зависимых от импорта природного газа. Автор анализирует отражение энергокризиса на ценах на газ, а затем на примере развитых и развивающихся государств из числа крупнейших эмитентов углекислого газа отслеживает влияние данного роста цен на реализацию ими климатических обязательств. Автор на основе статистических данных изучает энергобаланс Китая, Японии, Индии и Германии, его уязвимость перед газовыми ценами, реакцию энергосистем на кризис и последующие меры государств по его смягчению с точки зрения следования климатическим парадигмам (в частности, отказа от угля). В результате исследования автор приходит к выводу, что государства-эмитенты в условиях кризисов вынуждены частично отступать от своих прежних климатических мер, соответственно, реализация ими своих амбициозных климатических обязательств, не учитывающих подобные риски, оказывается под вопросом.

ВЛАСТЬ, ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВО. Политические институты, процессы и технологии 

204-223 32
Аннотация

В статье представлены материалы дискуссии, прошедшей в Национальном исследовательском институте развития коммуникаций (НИИРК). Участники обсудили проблемы цифровизации общественных отношений, гибридизации современных политических режимов (как модели адаптации государства к цифровым технологическим трансформациям); проблемы устойчивости России в контексте энергетических войн и климатической повестки. Авторы приходят к выводу о том, что взаимосвязь цифровизации и устойчивости политических систем носит противоречивый характер. Многие преимущества масштабного внедрения цифровых технологий, на первый взгляд, повышающие эффективность политико-административного процесса и совершенствующие общественные и политические институты, на практике могут иметь негативные последствия, ключевое из которых затрагивает устойчивость политических систем. Для развития внутренних сил, способствующих устойчивости и препятствующих дестабилизациям, предлагается формировать социальный иммунитет.

224-237 23
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы типологии региональных элит во взаимосвязи с их влиянием на выбор моделей политического, государственного и социально-экономического развития регионов. Автором выделены и описаны типы региональной элиты (консервативная, радикальная, прогрессивная и колониальная), предложен методический подход по отнесению представителей региональной элиты к определенному типу на основе их финансово-имущественных характеристик. Для групп региональных элит систематизированы поведенческие векторы («матрица векторов») и целевые ориентиры («матрица целей»), предложена схема соотношения «матрицы целей» (цель элиты в регионе, привлекательная система власти, отношение к центру, ориентир концепции изменений) и «матрицы векторов» (горизонта планирования, миграционной мобильности, договороспособности, эскалации насилия) в формате «компаса поведения элит» (показывает ориентиры общественно-политического развития при доминировании тех или иных типов региональной элиты). Выдвинута идея разработки «карт сфер влияния и интересов» различных элитарных групп (позволяет провести формализацию ресурсов, мотивов и намерений, создавать логические и математические модели поведения групп элиты, системы мониторинга и прогнозирования). Обосновывается необходимость создания площадок для диалога групп региональных элит по основным ориентирам пространственного развития.

238-245 27
Аннотация

В статье рассматриваются сложившиеся подходы к реализации миграционной политики Российской Федерации, выделяются некоторые условия, оказывающие дестабилизирующее воздействие на ее восприятие в обществе. Анализируя и вводя в научный оборот отдельные статистические данные федеральных органов исполнительной власти, авторы говорят о существующих точках миграционного притяжения, структурируют направленные в Россию внешние миграционные потоки. Авторы акцентируют внимание на необходимости определенных изменений, связанных с количественными и качественными показателями внешней миграции, полагая, что повышение эффективности деятельности органов государственной власти в указанной сфере станет условием для обеспечения общественно-политической стабильности при обострении миграционной проблематики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)