Россия и Южная Осетия: сотрудничество в сфере образования
https://doi.org/10.53658/RW2024-4-1(11)-66-83
Аннотация
В статье анализируется российско-югоосетинское сотрудничество в сфере образования. Рассматривается двусторонний формат сотрудничества, в котором большое значение уделяется интеграции и интернационализации. Дается характеристика официальным документам, составляющим нормативно-правовую базу данного сотрудничества. Актуализируется роль министерств и ведомств в развитии международного образовательного взаимодействия. Рассматриваются различные формы сотрудничества: научные проекты, возможность поступать в вузы России, совместные олимпиады, конкурсы, конференции. Больше внимание в статье уделяется роли Юго-Осетинского государственного университета в развитии образовательного, научного и социального сотрудничества. В статье на примерах раскрывается роль межвузовского взаимодействия в развитии российско-югоосетинского сотрудничества. Немаловажную роль в этом процессе играют неправительственные организации и проекты. Российско-югоосетинское сотрудничество демонстрирует широкий спектр возможностей и растущий потенциал взаимовыгодной деятельности в сфере образования.
В статье используются материалы ежегодного мониторинга коммуникационных режимов постсоветских стран. Мониторинг проводится Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (г. Москва).
Ключевые слова
Об авторах
А. Л. ГагиеваЮжная Осетия
ГАГИЕВА Анна Леонидовна. Старший преподаватель кафедры политологии и социологии
100001, г. Цхинвал, ул. Путина (бывшая ул. Московская), 8
В. В. Комлева
Россия
КОМЛЕВА Валентина Вячеславовна. Доктор социологических наук. Профессор. Заместитель директора по научной работе
119571, г. Москва, Коробейников переулок, 22, стр. 1
Список литературы
1. Богуславский М.В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования [Conceptual foundations of the conservative-traditional strategy for the development of Russian education] // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1(25). С. 17–21.
2. Богуславский М.В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991-2021 годы: модернизации и ретроинновации [Transformation of the Russian education reforms stragedy in 1991-2021: modernization and retroinnovation] // Наука. Управление. Образование. РФ. 2022. № 1(5). С. 8–14. DOI: 10.48621/z8962-3798-1585-m.
3. Большаков А.Г. Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российских национальных интересов [Unrecognized states of the post-Soviet space in the system of Russian national interests] // Политекс. 2008. Т. 4. № 1. С. 180–197.
4. Братерский М.В., Скриба А.С., Сапогова А.И. Борьба за признание или повышение статуса: условия устойчивости и развития непризнанных государств (на примерах в Евразии) [The struggle for recognition or status enhancement: conditions for the stability and development of unrecognized states (by examples in Eurasia)] // Вестник международных организаций. 2021. Т.16. №3. С. 1–24.
5. Джиоева И.К., Техов А.В., Бекоев С.В. Институционализация методологических подходов к исследованию непризнанных государств [Institutionalization of methodological approaches to the study of unrecognized states] // Вестник Донецкого национального университета. Серия «В». Экономика и право. 2023. № 1. С. 56–65.
6. Джуринский А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы [Higher education in the modern world: trends and problems]. М.: Прометей, 2017. 230 с.
7. Дзагоева М.Р., Туаев А.А. Становление системы образования в Южной Осетии – Государстве Алания: структура и организационно-педагогические особенности управления, правовой аспект [Formation of the education system in South Ossetia – the State of Alania: structure and organizational and pedagogical features of management, legal aspect] // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2021. № 3. С. 79–85. DOI: 10.29025/1994-7720-2021-3-79-85.
8. Думина Е.В. Сотрудничество в сфере высоких технологий: новый этап интеграции России и Южной Осетии [Cooperation in the field of high technologies: a new stage of integration of Russia and South Ossetia] // Россия: общество, политика, история. 2023. № 2(7). С. 186–203. DOI: 10.56654/ROPI-2023-2(7)-186-203.
9. Карданова А.К. Теоретические и практические аспекты реализации права на образование гражданами Республики Южная Осетия [Theoretical and practical aspects of the realization of the right to education by the citizens of the Republic of South Ossetia] // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 3.
10. Касаткин П.И. Реформа российского образования: консерватизм vs либерализм [Reform of Russian education: conservatism vs. liberalism] // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. №5А. С. 93–103.
11. Коваленко С.А., Оберемко О.А. Промежуточные итоги либерализации высшего образования в России [Interim results of the liberalization of higher education in Russia] // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2009. № 3.
12. Комлева В.В. Интернационализация высшего образования как провоцирующий фактор обострения конкуренции национальных образовательных систем [Internationalization of higher education as a provoking factor of competition of national educational systems] // Россия и мир: диалоги. Материалы научно-практ. Конф. (Москва, 24 апреля 2017 г.). М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. С. 57–77.
13. Комлева В.В. Противоречия интернетизации высшего образования [Contradictions of the internetization of higher education] // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т.12. № 6. С. 469–477.
14. Комлева В.В. Россия в контексте новых мировых тенденций интернационализации высшего образования [Russia in the context of new global trends in the internationalization of higher education] // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 6. С. 13–34.
15. Кочиева Ж.Г., Туаев А.А., Букулова В.М. Международно-правовые основы сотрудничества Республики Южная Осетия и российской Федерации в сфере образования [International legal foundations of cooperation between the Republic of South Ossetia and the Russian Federation in the field of education] // Бюллетень Владикавказского института управления. 2022. № 61. С. 27–34.
16. Маркедонов С. Де-факто образование постсоветского пространства: двадцать лет государственного строительства. [De facto formation of the post-Soviet space: twenty years of state building]. Аналитические доклады Института Кавказа. Ереван: Институт Кавказа. 2012. №5.
17. Синагатуллин И.М., Усманов С.М. Вызов глобализации: переход от классической к информационной парадигме образования [The challenge of globalization: the transition from the classical to the information paradigm of education] // Вестник Бирского филиала Башкирского государственного университета. 2019. №4. С. 44–50.
18. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы [Internationalization of higher education: main trends, problems and prospects] // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2015. №3. С. 203–211.
19. Цыганков А.П., Цыганков П.А. Глобальность и самобытность в теории международных отношений [Internationalization of higher education: main trends, problems and prospects] // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2022. № 1. С. 7-16.
20. Шафранова, О.И., Ермоленко Л.П., Цховребова К.А. Роль Российской Федерации в сохранении и развитии системы образования Южной Осетии (1992-2008) [The role of the Russian Federation in the preservation and development of the education system of South Ossetia (19922008)] // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 4(107). С. 69–73.
21. Knight J., De Wit H. Strategies for Internationalization of Higher Education: historical and conceptual perspectives // Strategies for Internationalization of Higher education: a comparative study of Australia, Canada, Europe and the United States of America / De Wit H. (ed.) Amsterdam: European Association for International Education, 1995. P. 5–33 [In Russian].
Рецензия
Для цитирования:
Гагиева А.Л., Комлева В.В. Россия и Южная Осетия: сотрудничество в сфере образования. Россия и мир: научный диалог. 2024;(1):66-83. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-1(11)-66-83
For citation:
Gagieva A.L., Komleva V.V. Russia and South Ossetia: Factors Influencing Cooperation in the Field of Education. Russia & World: Sc. Dialogue. 2024;(1):66-83. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-1(11)-66-83