Подготовка специалистов в сфере искусственного интеллекта в университетах России и стран Центральной Азии: позиции в рейтингах и возможности сотрудничества
https://doi.org/10.53658/RW2024-4-3(13)-142-159
Аннотация
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в экономике, увеличение его доли в реальном секторе и ускорение цифровой трансформации требует большого количества специалистов в этой области. Со стороны государства рассматриваются возможности и перспективы новых технологий, регулируются проблемы применения, безопасности, сотрудничества и т.п. Однако все эти вопросы имеют значение при наличии специалистов, которые смогут разрабатывать, внедрять, адаптировать, совершенствовать технологии искусственного интеллекта. И не меньше нужны специалисты, которые могут научить пользоваться ИИ, работать в средах ИИ, применять ИИ в профессиональной сфере и повседневной жизни. Несмотря на то, что Россия не является мировым лидером в данной сфере (согласно данным рейтингов), но, имея хорошую технологическую исследовательскую базу в виде исторически сложившегося физико-математического фундаментального образования и сильных программистских школ, может стать надежным партнером и платформой для создания и развития собственных центров подготовки специалистов в сфере ИИ в странах Центральной Азии на базе вузов, с которыми у России налажены тесные связи.
Ключевые слова
Об авторах
С. Е. ЖуликовРоссия
Жуликов Сергей Евгеньевич - кандидат физико-математических наук. Доцент. Доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
О. В. Жуликова
Россия
Жуликова Ольга Валентиновна - кандидат социологических наук. Доцент. Доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Бадмаева М.Х. Социально-философские проблемы и принципы применения систем искусственного интеллекта [Social and philosophical problems and principles of application of artificial intelligence systems]: дис. … канд. философ. наук: 5.7.7 – Социальная и политическая философия. Улан-Удэ, 2023. 237 с.
2. Гайнанов Д.А, Климентьева А.Ю. Приоритеты кадрового обеспечения цифровой экономики [Priorities of personnel provision for the digital economy] // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 12. С. 1963–1976. https://doi.org/10.18334/ce.12.12.39679.
3. Гибадуллин А.А., Карагодин А.В. Вызовы цифровой экономики в сфере подготовки кадров [Challenges of the digital economy in the field of personnel training] // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 2(22). С. 33–42. URL: https://www.sstu.ru/upload/medialibrary/60c/Aktualnye-problemy-ekonomiki-i-menedzh-menta-02-_22_2019.pdf.
4. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник [Digital economy indicators: 2020: statistical digest] / Г.И.Абдрахманова, К.О.Вишневский, Л.М.Гохберг и др.; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 360 c. ISBN 978-5-7598-2194-6.
5. Розов К.В. Методика подготовки будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта [Methodology for training future computer science teachers to use artificial intelligence technologies]: дис. … канд. пед. наук: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (информатика, информатика и вычислительная техника, уровень высшего образования). Новосибирск, 2024. 226 с.
6. Рябко Т.В, Гуртов В.А, Степусь И.С. Анализ показателей подготовки кадров для сферы искусственного интеллекта по результатам мониторинга вузов [Analysis of training indicators for the field of artificial intelligence based on the results of universities monitoring] // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 9–24. https://doi.org/10.31992/0869-3617-202231-7-9-24.
7. Савельев А.М., Журенков Д.А. Национальные стратегии развития систем искусственного интеллекта: опыт стран-лидеров и ситуация в России [National Strategies for the Development of Artificial Intelligence Systems: Experience of Leading Countries and the Situation in Russia] // Научный вестник ОПК России. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyestrategii-razvitiya-sistem-iskusstvennogo-intellekta-opyt-stran-liderov-i-situatsiya-v-rossii.
8. Тедеев А.А. Правовой режим технологий искусственного интеллекта (модель Кыргызской Республики) [Legal Regime of Artificial Intelligence Technologies (Model of the Kyrgyz Republic)] // Вестник Московского университета. Серия 26. Государственный аудит. 2023. № 4. С. 118–131. https://doi.org/10.55959/MSU2413-631X-26-14-4-10.
9. Фролов Ю.В., Босенко Т.М. Исследования статистических данных подготовки кадров для цифровой экономики в Российской Федерации [Statistical data Research on training for the digital economy in the Russian Federation] // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 29–41. https://doi.org/10.31992/08693617-2021-30-11-29-41.
10. Khoroshilov A.A., Musabaev R.R., Kozlovskaya Y.D. et al. Automatic Detection and Classification of Information Events in Media Texts. Autom. Doc. Math. Linguist. 2020; 54. P. 202–214. https://doi.org/10.3103/S0005105520040032.
11. Matkovskaya Y.S. et al. The forecast Of Oil Production in Uzbekistan Based on The Artificial Intelligence System. Science of Krasnoyarsk // Nauka Krasnoyar’ya. 2008; 7(2, Part 2). P. 54–60.
Рецензия
Для цитирования:
Жуликов С.Е., Жуликова О.В. Подготовка специалистов в сфере искусственного интеллекта в университетах России и стран Центральной Азии: позиции в рейтингах и возможности сотрудничества. Россия и мир: научный диалог. 2024;(3):142-159. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-3(13)-142-159
For citation:
Zhulikov S.E., Zhulikova O.V. Training Specialists in the Field of Artificial Intelligence at Russia and Central Asian Countries Universities: Ranking Positions and Cooperation Opportunities. Russia & World: Sc. Dialogue. 2024;(3):142-159. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-3(13)-142-159