Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Трансформационные последствия пандемии COVID-19 в мировых системах высшего образования

https://doi.org/10.53658/RW2021-1-2-28-43

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются долгосрочные последствия пандемии COVID-19 для высшего образования разных стран. Недостаток информации и репрезентативных данных о влиянии пандемии на изменения в системах образования разных стран – тема пока еще малоизученная, в связи с чем трудно предсказать, какие трансформационные процессы будут происходить в ближайшем будущем. Пандемия COVID-19 поставила перед высшим образованием множество проблем с точки зрения преподавания, обучения, сотрудничества в исследованиях и институционального управления. В то же время пандемия предоставила отличную возможность для различных заинтересованных сторон переосмыслить и даже перепланировать высшее образование с помощью эффективного плана управления рисками для повышения устойчивости в будущем. Кризис позволил пересмотреть роль информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проанализировать эффективность онлайн-обучения в высшем образовании. В статье предпринята попытка систематизировать имеющуюся в открытых источниках информацию и оценить влияние пандемии на такие аспекты высшего образования, как проблемы технического оснащения, доступности для разных социальных групп, цифровизации и международной академической мобильности. Использовались методы системного и компаративного анализа, основанные на международных исследованиях и онлайн-опросах. Предложены рекомендации для изучения влияния глобальной политики и геополитических факторов на будущее международного высшего образования.

Об авторе

В. Ю. Леденева
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Леденева Виктория Юрьевна, доктор социологических наук, главный научный сотрудник – руководитель отдела этно-демографических и интеграционных процессов

119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, к. 1



Список литературы

1. Агранович, М.Л. Организация образования в условиях пандемии [Organization of education in a pandemic] URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza.

2. Комлева, В.В. (2021), “Доступность и качество высшего образования в условиях COVID-19: правительственные усилия в расчете на будущее” [Accessibility and quality of higher education under the COVID-19 pandemic: governmental efforts with an eye to the future] // Вопросы управления, № 1, с. 144–155.

3. Минаева, Е.А. (2020), “Изменения в работе вузов по привлечению иностранных студентов в период пандемии” [Changes in the work of universities attracting foreign students in the pandemic period] // Мониторинг экономики образования, выпуск 24.

4. Реакция систем высшего образования и национальных правительств на вызовы пандемии [The response of higher education systems and national governments to the pandemic]. Доклад № 64/2020 / [С. Марджинсон; Е.О. Карпинская; К.А. Кузьмина; А.Н. Ларионова; И.А. Бочаров]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020.

5. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии [The storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of the pandemic] [Авт. коллектив: А.В. Клягин и др.]. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. (Современная аналитика образования. № 6 (36)).

6. Altbach, P. and de Wit, H. (2020), Post Pandemic Outlook for HE is Bleakest for the Poorest. University World News, 4 April. URL: https://www.universityworldnews.com/page.php?page=UW_Main, accessed 15 July, 2020.

7. Coates, H., Wen, W., Shi, J. Crisis is making online education economy go mainstream // University World News. 02.03.2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200302091409436.

8. Data // UNESCO Institute of Statistics data. URL: http://data.uis.unesco.org/#.

9. Drayton, E., Waltmann, B. Will Universities Need a Bailout to Survive the COVID-19 Crisis? // London: Institute for Fiscal Studies. 07.2020. URL: https://www.ifs.org.uk/uploads/BN300-Will-universitiesneed-bailout-survive-COVID-19-crisis-1.pdf.

10. Education at a Glance, 2020 // Organisation for Economic Cooperation and Development. URL: https://www.oecd.org/education/education-at-a-glance/.

11. Herman, P.C. (2020). Online learning is not the future. Inside Higher Ed, June 10.

12. Ka Ho Mok, Weiyan Xiong, Joyce Oi Wun Cheung. Impact of COVID-19 pandemic on international higher education and student mobility: Student perspectives from mainland China and Hong Kong International Journal of Educational Research 27 November 2020.

13. Marinoni, G., van’t Land, H., Jensen, T. The Impact of COVID-19 on Higher Education Around the World: IAU global survey report. International Association of Universities. 05.2020. URL: https://www.iauaiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf.

14. Martel, M. (2020), COVID-19 effects on U.S. higher education campus: From emergency response to planning for future student mobility. Washington, DC: Institute of International Education. URL: https://www.iie.org/en/Research-andInsights/Publications/COVID-19-Effects-on-US-Higher-Education-Campuses-Report.

15. Mercado, S. (2020), International student mobility and the impact of the pandemic. BizEd: AACSB International, 11 June 2020. URL: https://bized.aacsb.edu/articles/2020/june/covid-19-and-thefuture-of-internationalstudent-mobility.not-future-higher-education-opinion.

16. Packham, А. One in four students unable to access online learning during lockdown – survey. The Guardian. 08.09.2020.

17. Regional / National Perspectives on the Impact of COVID-19 on Higher Education. International Association of Universities. 08.2020. URL: https://iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid-19_regional_perspectives_on_the_impact_of_covid-19_on_he_july_2020_.pdf.

18. Salmi, J. Learning from the Past, Coping with the Present, Readying for the Future: Impact of COVID-19 on higher education from an equity perspective. Lumina Foundation. 22.10.2020. URL: https://www.luminafoundation.org/?s=Salmi.

19. Staton, B. UK universities see record admissions, despite the pandemic. Financial Times. 14.09.2020. URL: https://www.ft.com/content/8f3ab80a-ec2b-427d-80ae-38ad27ad423dA.

20. Tesar, M. (2020), “Towards a post-Covid-19 “New Normality?”: Physical and social distancing, the move to online and higher education”. Policy Future in Education, 18(5), 556-559.


Рецензия

Для цитирования:


Леденева В.Ю. Трансформационные последствия пандемии COVID-19 в мировых системах высшего образования. Россия и мир: научный диалог. 2021;1(2):28-43. https://doi.org/10.53658/RW2021-1-2-28-43

For citation:


Ledeneva V.Yu. The transformative impact of the COVID-19 pandemic on global higher education systems. Russia & World: Sc. Dialogue. 2021;1(2):28-43. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2021-1-2-28-43

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)