Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск
Том 1, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ГЕОПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

14-25 110
Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу бизнес-рисков в Сирии в сфере безопасности (по совокупности автор назвал их «ловушкой безопасности»). Среди них – очаги боевых действий между правительственными силами и оппозицией, противоречия между центральным правительством и местными элитами, рост преступности среди бывших комбатантов, травмированных войной, «городской» терроризм, активизация боевиков ИГИЛ в пустынных районах и (не в последнюю очередь) конфликты интересов между внешними акторами. Тема статьи представляется по существу новой для отечественных и зарубежных исследований, в которых ранее рассматривались преимущественно не экономические, а военно-политические или социальные аспекты безопасности. Такой взгляд позволяет сделать вывод о том, что бизнес-риски, наряду с другими трудностями (территориальная фрагментация, хозяйственная разруха, санкции, кризис в соседнем Ливане, пандемия COVID-19), являются тормозом на пути к оживлению деловой жизни. Это важно и полезно для выстраивания иерархии внешних и внутренних вызовов для постконфликтной реконструкции Сирии, в том числе в свете стабилизирующей роли России. В исследовании использованы эмпирические материалы, собранные автором за время дипломатической службы в российском посольстве в Дамаске в 2014–2017 годах и последующих регулярных посещений Сирии.

ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ СОЦИУМ 

28-43 108
Аннотация

В статье рассматриваются долгосрочные последствия пандемии COVID-19 для высшего образования разных стран. Недостаток информации и репрезентативных данных о влиянии пандемии на изменения в системах образования разных стран – тема пока еще малоизученная, в связи с чем трудно предсказать, какие трансформационные процессы будут происходить в ближайшем будущем. Пандемия COVID-19 поставила перед высшим образованием множество проблем с точки зрения преподавания, обучения, сотрудничества в исследованиях и институционального управления. В то же время пандемия предоставила отличную возможность для различных заинтересованных сторон переосмыслить и даже перепланировать высшее образование с помощью эффективного плана управления рисками для повышения устойчивости в будущем. Кризис позволил пересмотреть роль информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проанализировать эффективность онлайн-обучения в высшем образовании. В статье предпринята попытка систематизировать имеющуюся в открытых источниках информацию и оценить влияние пандемии на такие аспекты высшего образования, как проблемы технического оснащения, доступности для разных социальных групп, цифровизации и международной академической мобильности. Использовались методы системного и компаративного анализа, основанные на международных исследованиях и онлайн-опросах. Предложены рекомендации для изучения влияния глобальной политики и геополитических факторов на будущее международного высшего образования.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ 

46-61 135
Аннотация

В этой статье мы попытаемся представить текущие обстоятельства для китайских инвестиций, определить условия взаимного доверия и последовательного сотрудничества, взаимопонимания между двумя странами в новый период инициатив Китая «Один пояс – один путь». Мы стремились глубоко, с учетом темы исследования, рассмотреть обстоятельства взаимного доверия и доверительного понимания граждан, служащих и политиков, призванные подчеркнуть человеческий потенциал и человеческий капитал. Рассмотрено влияние нынешней структуры двух стран (Китай – Монголия) и уровень ее согласованности, а также эффективность взаимной экономики и ценность ее условий. Мы хотим отметить, что за любой экономической политикой всегда должны стоять соглашения, обязательства и реальное сотрудничество. Мы считаем, что международные отношения и сотрудничество между двумя странами измеряются не только инвестициями, но и национальными ценностями, нормами, практикой, традициями, взглядами и мотивами принимающей страны. Поэтому мы подчеркиваем, что сотрудничество и инвестиции не могут существовать без учета упомянутых обстоятельств. Другими словами, мы отметили ослабление отношений между отдельными лицами, организациями, сообществами и правительством, которые являются основными факторами, сохраняющими на сегодняшний день свое влияние, и предлагаем обратить внимание на отсутствие механизмов коммуникации с двух сторон. Мы попытаемся подвести итоги инвестиций Китая в Монголию, включая текущие инвестиционные тенденции и будущие перспективы, которые будут реализованы в рамках проекта-инициативы «Один пояс – один путь».

62-77 91
Аннотация

В статье через интерпретацию исторических источников дается характеристика современному общественному дискурсу Финляндии по вопросу вклада красных и белых сил в развитие событий Гражданской войны, а также делается вывод о трансформациях, которые претерпела историческая память в Финляндии за последние десятилетия. Исследование строится на основе методологии исторической травмы (trauma studies) и механизмов ее преодоления, истории повседневности, социологических методов. В статье рассматривается понимание спорных исторических событий в сравнении их интерпретаций в научном дискурсе и в массовом общественном сознании. Обретение независимости Финляндией в 1918 году, как и сохранение независимости на протяжении последующих десятилетий, актуализировалось в общественном нарративе в 2018 году. В связи с повышенным интересом к Гражданской войне по причине юбилейной даты в исследовательском обороте появилось сравнительно большое количество источников по исторической памяти современной Финляндии, на основе которых допустимо проанализировать оценку белых и красных сил в современном финском социуме. В Финляндии в межвоенный период создавался культ Гражданской («Освободительной») войны, в котором красные силы были представлены противниками независимости государства, а белые, напротив, героями, способствовавшими обретению суверенитета. Однако приведенные в статье статистические данные, коммеморативные мероприятия и продукция, культурные явления показывают, что общественный дискурс о Гражданской войне имеет тенденцию к сглаживанию в категоричности оценок, несмотря на тот факт, что дискурс о дальнейшей Зимней войне (и тем более Второй мировой войне) имеет скорее тенденцию к обострению. Финское общество осознает необходимость расследования преступлений против красных, сохранения памяти о военных преступлениях с обеих сторон, одинакового отношения к военным захоронениям как красных, так и белых. Потребность в переосмыслении наследия гражданского противостояния – потенциал для гуманитарного диалога между Россией и Финляндией.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ 

80-95 118
Аннотация

В статье раскрывается содержание деструктивного воздействия стран Запада на коммуникационные режимы и информационное пространство дружественных нам государств Центральной Азии, несущего угрозу как их национальной безопасности, так и противоречащего национальным интересам Российской Федерации. Отмечается значимость совместных с государствами центральноазиатского региона усилий, в том числе в формате региональных организаций ШОС и ОДКБ, по обеспечению информационной безопасности и позитивного влияния на коммуникационные режимы данного региона. Обращается внимание на роль национальных массмедиа в арсенале инструментов влияния на умы и психологию населения стран Центральной Азии, и в этой связи дается характеристика западным информационным структурам, которые осуществляют подобное влияние, механизмам их функционирования и способу нейтрализации их деятельности. Отмечается динамичность исследуемой материи и ее подвластность изменениям в расстановке сил на международной арене. Отдельно анализируется роль государства в обеспечении информационной безопасности и защиты граждан от искаженного информационно-коммуникативного влияния. В работе высказываются соображения относительно организации системного противодействия деструктивным действиям отдельных государств в информационном поле стран в Центральной Азии, в частности, высказывается соображение о необходимости создания комплексной (совместно с Российской Федерацией) системы блокировки и нейтрализации вредоносных информационно-пропагандистских материалов, а также предложение в части создания мирового коммуникационного порядка на базе формирования международной правовой основы рационального цивилизованного регулирования страновых коммуникационных режимов на глобальном и региональном уровнях.

96-137 233
Аннотация

Статья содержит основные идеи, высказанные российскими и зарубежными участниками международной научной дискуссии на тему: «Коммуникационные режимы стран Центральной Азии». Дискуссию провел Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК). Исследования коммуникационных режимов, проведенные НИИРК на основе авторской методики, выявили: (1) асимметричность акторных моделей коммуникационных режимов стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан); (2) выраженный этатизм и политику государственного регулирования и контроля процессов и структур общественной коммуникации; (3) особенности социальной инженерии коммуникационных режимов, основанной на секьюритизации вопросов этнокультурной и национальной идентичности; (4) попытки обновления коммуникационных режимов, пока не имеющих серьезных успехов. В ходе дискуссий ученые из стран Центральной Азии предложили исследования и отметили: роль культурного и религиозного фактора в формировании коммуникационных режимов; влияние финансовой основы массмедиа на их структуру и медийный дискурс; частые заимствования контента из зарубежных информационных каналов. Российские эксперты отметили: искусственно акцентированную проблематику «исторической травмы» в информационном пространстве стран Центральной Азии; изменения форматов коммуникации в условиях COVID-19; важность изучения коммуникационных режимов в контексте обеспечения коллективной информационной безопасности, необходимость выработки общих для России и стран Центральной Азии терминов и понятий при формировании законодательства в отношении коммуникации и информации.

138-161 122
Аннотация

Материалы научной дискуссии содержат основные идеи, высказанные российскими и зарубежными участниками международной научной дискуссии на тему: «Коммуникационные режимы Латвии, Литвы и Эстонии». Дискуссию провел Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК). Исследования коммуникационных режимов, проведенные НИИРК на основе авторской методики, выявили в Латвии, Литве, Эстонии: жесткое регулирование всех сегментов коммуникации и содержания информации, в том числе и органов самоуправления (имевших возможность самостоятельного выстраивания контактов, например, в приграничных регионах); выборочный контроль участников коммуникации под предлогом обеспечения информационной безопасности, особенно СМИ и НПО; стремление к консолидации общества на основе артикулирования угроз национальной идентичности и угроз этнонациональному самосознанию; доминирование в информационном дискурсе российской угрозы национальной безопасности; сознательная политика сужения русскоязычного информационного, образовательного и социализирующего пространства; неполноценная включенность в европейский информационный дискурс и выборочное соблюдение принципов ЕС в отношении коммуникации и информации (кодекс практик в отношении дезинформации); начало уплотнения коммуникационного пространства альтернативными акторами, проявившимися в результате недоверия действующему правительству и в результате невозможности реализовать свои потребности. Во время дискуссии обсуждено: институционализация страновых коммуникационных режимов, роль исторически сложившихся и современных практик в Латвии, Литве, Эстонии; акторные модели коммуникационных режимов Латвии, Литвы, Эстонии; роль политических институтов, массмедиа, институтов гражданского общества и бизнеса в формировании коммуникационных режимов; особенности коммуникационных режимов в отношении отдельных групп населения, СМИ, соседних стран.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)