Развитие «мягких» навыков государственных служащих: опыт Российской Федерации
https://doi.org/10.53658/RW2025-4-1(15)-135-147
Аннотация
В статье рассматривается развитие «мягких» навыков у государственных служащих на примере опыта Российской Федерации. Методологической основой написания статьи послужил компетентностный подход, который активно используется в теории и практике государственного управления. На основании компетентностного похода разработаны и изданы методологические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и по оценке профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. В них указываются группы компетенций, которыми должны обладать государственные гражданские служащие, в том числе и «мягкие» навыки. В регламентационных документах по государственной гражданской службе не выделяется понятие «мягкие» навыки, однако они вписаны в компетенции государственных служащих и являются их неотъемлемой частью. В статье приведен пример формирования и оценивания «мягких» навыков государственных служащих на примере работы Московского областного учебного центра. Показана их связь с развитием цифровых навыков. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего развития «мягких» навыков государственных служащих, построения их моделей с учетом формирования цифрового общества.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Н. КоростылеваРоссия
КОРОСТЫЛЕВА Наталья Николаевна. Доктор социологических наук. Доцент. Профессор кафедры управления персоналом Института государственной службы и управления
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82
Н. Х. Маннанова
Узбекистан
МАННАНОВА Нилуфар Ходжакбаровна. PhD по социологическим наукам. Научный сотрудник
100047, г. Ташкент, ул. Яхъё Гулямова, 70
Список литературы
1. Ануфриева Т.Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) [Content Analysis of the Concept «Soft Skills»] // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 2. С. 120–132. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132.
2. Астапенко Е.В., Шмурыгина О.В. Надпрофессиональные навыки преподавателя профессионального образования [Soft Skills for VET Teachers] // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 3. С. 21–34. https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.50.3.001.
3. Васильева Е.В. Компетентностный подход в государственной службе: какие знания и навыки выбирают госслужащие? [Competence Approach in Public Service: What Knowledge and Skills do Civil Servants Choose?] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 120–141.
4. Ермаков Д.С., Амантай Ж.А. Модель мягких навыков. Современное образование и soft skills [Soft Skills Model on the School Digital Platform “Sberclass”] // Образовательная политика. 2021. № 4(88). С. 42–51. https://doi.org/10.22394/2078-838X-2022-1-42-50.
5. Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю., Микрюков Ю.В. Soft skills: актуальность, история, перспективы развития [Soft Skills: Relevance, History, Development Prospects] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4(44). С. 40–46.
6. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) [Socio-Psychological Aspects of Management: Emotional Competence Leader in the Structure of Soft Skills (the value approach, diagnosis and development methods)] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117.pdf.
7. Dr. Manoj Kumar K. A study of influencing facters of soft skills // International Journal of Creative Research Thoughts (IJCRT). 2023. Vol. 11. Issue 4. Р. 830–839.
Рецензия
Для цитирования:
Коростылева Н.Н., Маннанова Н.Х. Развитие «мягких» навыков государственных служащих: опыт Российской Федерации. Россия и мир: научный диалог. 2025;(1):135-147. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-1(15)-135-147
For citation:
Korostyleva N.N., Mannanova N.K. “Soft” Skills Development for Civil Servants: the Experience of the Russian Federation. Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(1):135-147. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-1(15)-135-147