Формирование модели государственной политики в сфере высшего образования в Кыргызстане (1991–2021 гг.)
https://doi.org/10.53658/RW2025-4-1(15)-224-245
Аннотация
Статья содержит исследование становления модели государственной политики в сфере высшего образования Кыргызстана в период с 1991 по 2021 г. Автор предпринимает попытку анализа образовательной политики Кыргызстана на основе моделей, выделенных Б.Кларком: государственно-патерналистская, либеральная, корпоративная модели. Сравнение моделей проводится на основе критериев: цели образовательной политики, уровень государственного вмешательства, финансирование образования, доступность образования. Анализируются некоторые аспекты влияния зарубежных акторов образовательной политики на формирование национального подхода к высшему образованию. Определяются два периода развития государственной образовательной политики в Кыргызстане и рассматриваются их особенности. Выявляются ключевые политические, экономические, социальные и технологические факторы, повлиявшие на выбор модели образовательной политики в Кыргызстане. Аргументируется, что к настоящему времени в стране сформировалась смешанная модель политики в сфере высшего образования (с признаками государственно-патерналистской и либеральной моделей), сохранившая черты советской высшей школы с элементами национального и европейского подходов.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ш. КадыралиеваКыргызстан
КАДЫРАЛИЕВА Нуриза Шералкановна. Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Кыргызстана
720033, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547
Список литературы
1. Абдыраева Ж.Д. Кыргызстан и Болонский процесс: проблемы и перспективы (на примере кыргызского государственного университета имени И.Арабаева) [Kyrgyzstan and the Bologna Process: Problems and Prospects (on the Example of the Kyrgyz State University named after I.Arabaev)] // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. № 6. С. 235–238. https://doi.org/10.26104/NNTIK.2022.1.6.048. EDN QJCQPZ.
2. Адамкулова Ч.У. Внедрение многоуровневой системы высшего профессионального образования в Кыргызской Республике [Introduction of a Multilevel System of Higher Professional Education in the Kyrgyz Republic] // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 21–23.
3. Альтбах Ф. Глобальные перспективы высшего образования [Global Prospects of Higher Education]. М.: ИД ВШЭ, 2018. 551 с.
4. Антюхова Е.А. Акторные модели глобальной образовательной политики [Current Models of Global Educational Policy] // Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 158–168. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.11
5. Апезова Д.У. Образовательная политика Европейского союза в условиях глобализации [Educational Policy of the European Union in the Context of Globalization]: автореф. дисс. … канд. полит. наук: 23.00.04. Бишкек, 2007. 28 с.
6. Бедельбаева А.З. Международная интеграция высшего образования Кыргызстана: проблемы и перспективы [International Integration of Higher Education in Kyrgyzstan: Problems and Prospects] // Вестник КНУ им. Ж.Баласагына. 2017. № 4(92). С. 165–172.
7. Болджурова И.Б. История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период: 1990–2005 гг. [The History of the Development of the Education System of the Kyrgyz Republic in the Transition Period: 1990–2005]: автореф. дисс. … док. пед. наук: 13.00.01. М., 2006. 26 с.
8. Борукеев Т.С., Саманчин Б.Т., Жимирук Е.Н. Российско-Кыргызский консорциум технических университетов (РККТУ) – устойчивая площадка для плодотворного взаимодействия вузов России и Кыргызстана [Russian–Kyrgyz Consortium of Technical Universities (RCTU) – a Powerful Platform for Fruitful Cooperation between Universities of Russia and Kyrgyzstan] // Инновационное управление персоналом: сборник трудов IX Всероссийского межвузовского Кадрового форума им. А.Я.Кибанова, Самара, 26–27 апреля 2018 г. / ответственный редактор Г.П.Гагаринская. Самара: Самарский государственный технический университет, 2018. С. 23–28. EDN ZAOHNR.
9. Бурангулов Э.Р. Государственная политика в сфере высшего образования как фактор развития международных отношений Киргизской Республики [State Policy in the Field of Higher Education as a Factor in the Development of International Relations of the Kyrgyz Republic] // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2024. № 3. С. 127–133. https://doi.org/10.18384/2949-5164-2024-3-127-133.
10. Водопьянова Е. Итоги постсоветской трансформации высшей школы [Results of Post-Soviet Transformation of Higher Education] // Современная Европа. 2020. № 5. С. 132–141. http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52020132141.
11. Джапарова Р. О присоединении Кыргызстана к Болонскому процессу [Kyrgyzstan’s Accession to the Bologna Process] // Высшее образование России. 2005. № 10. С. 22–25.
12. Дмитриенко И.А. Государственное регулирование высшего образования в Кыргызской Республике: административно-правовой аспект [State Regulation of Higher Education in the Kyrgyz Republic: Administrative and Legal Aspect]. Б.: Алтын-Принт, 2014. 382 с.
13. Дуран Т.В., Костина Н.Б. Модели политики в сфере высшего образования [Policy models in higher education] // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ: VII Уральский демографический форум с международным участием: сборник статей. Т. 1. Социология и история воспроизводства населения России. Екатеринбург, 2016. С. 182–186.
14. Заключительный отчет. Анализ финансирования образования в Кыргызской Республике. Проект развития сектора: Укрепление системы образования [A Final Report. Analysis of Education Financing in the Kyrgyz Republic Sector Development Project: Strengthening the Education System] (Грант #0408-KGZ), финансируемый Азиатским банком развития / Составители К.Огава, Н.Токтогулова, Э.Ибраева. Б., 2017. С. 48–50.
15. Каменская Ю.А. Образовательная политика в странах Западной Европы и России: сравнительный анализ [Educational Policy in Western Europe and Russia: Comparative Analysis]: автореф. дисс. … канд. полит. наук: 23.00.04. М., 2007. 25 с.
16. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросснациональной перспективе [The System of Higher Education: an Academic Organization in a Cross-National Perspective]. М.: Издательство ВШЭ, 2011. 358 с.
17. Комлева В.В., Таалайбек кызы Ж. Университеты как субъекты международных отношений: потенциал Кыргызстана [Universities as Subjects of International Relations: The Potential of Kyrgyzstan] // Россия и мир: научный диалог. 2023. № 4(10). С. 94–117. https://doi.org/10.53658/RW2023-3-4(10)-94-117.
18. Ломакина И.С. Европейская образовательная политика: опыт и перспективы сотрудничества [European Educational Policy: the Experience and Prospects of Society]. Челябинск: ЧГАКИ, 2011. 391 с.
19. Райымбаев Ч.К. Роль университетов в интеграции образования в Азии: Кыргызстан и Россия [The Role of Universities in the Integration of Education in Asia: Kyrgyzstan and Russia] // Алтай– Азия 2022: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики: сборник материалов V Международного образовательного форума, Барнаул-Белокуриха, 15– 17 сентября 2022 г. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2022. С. 68–72. EDN SZFNYD.
20. Состояние и перспективы системы обеспечения качества образования в Кыргызской Республике [The Status and Prospects of the Quality Assurance System in Education in the Kyrgyz Republic]: сборник статей. Бишкек, 2021. 109 с.
21. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России [Higher Education Policy in Europe and Russia]. СПб., 2007.
22. Tashmatova P., Ke S. The push-pull factors influencing local students to choose foreign colleges in Kyrgyzstan // Alatoo Academic Studies. 2019. No. 1. P. 33–45. EDN DHMKBL.
23. Tashtobaeva B.E., Chynybaev M.K., Kurmanova N.M. Analysis and research of the needs of the universities of Kyrgyzstan in financial autonomy // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И.Раззакова. 2024. № 1(69). С. 322–333. https://doi.org/10.56634/16948335.2024.1.322-333. EDN MSUJPX.
Рецензия
Для цитирования:
Кадыралиева Н.Ш. Формирование модели государственной политики в сфере высшего образования в Кыргызстане (1991–2021 гг.). Россия и мир: научный диалог. 2025;(1):224-245. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-1(15)-224-245
For citation:
Kadyralieva N.Sh. Model Development of State Policy in the Field of Higher Education in Kyrgyzstan (1991–2021). Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(1):224-245. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-1(15)-224-245