Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Опыт сетевых университетов в работе со студентами на примере СНГ и ШОС

https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-56-68

Аннотация

Данная статья представляет результаты научно-практической дискуссии Центра исследований международных гуманитарных коммуникаций РУДН имени Патриса Лумумбы «Технологии работы с иностранными гражданами-выпускниками страновых образовательных программ», которая состоялась 21 ноября 2024 г. В рамках дискуссии обсуждались следующие вопросы: насколько эффективны и жизнеспособны существующие форматы работы с выпускниками; каковы механизмы выстраивания корпоративной идентичности выпускников страновых образовательных программ и каковы механизмы повышения мотивации иностранных выпускников для долговременного взаимодействия с альма-матер. По результатам дискуссии эксперты пришли к выработке рекомендаций по эффективному вовлечению и удержанию выпускников в качестве интегрированного дружественного в отношении РФ сообщества. Авторы настоящей статьи представили в ходе дискуссии доклады, посвященные деятельности сетевых университетов СНГ и ШОС.
Авторы отмечают, что сетевые университеты представляют собой важный инструмент развития образовательного и научного сотрудничества, укрепления межкультурных коммуникаций и повышения мобильности студентов и преподавателей, поскольку способствуют формированию общего образовательного пространства и гармонизации национальных образовательных систем, что в перспективе может оказать положительное влияние на экономическое и социальное развитие стран-участниц. Однако, несмотря на имеющийся потенциал, сетевые университеты сталкиваются с рядом проблем, ограничивающих их эффективность. Это сказывается и на возможностях работы с иностранными гражданами – выпускниками сетевых программ российских вузов. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование механизмов функционирования сетевых университетов и повышение их привлекательности для всех стран-участниц.

Об авторах

Д. А. Сидоров
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Дмитрий Алексеевич Сидоров. Кандидат политических наук. Заведующий кафедрой зарубежного регионоведения Института международных отношений и социально-политических наук

119034, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр. 1



Н. Г. Смолик
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Надежда Григорьевна Смолик. Старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2



А. А. Вайман
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Алла Александровна Вайман. Ассистент кафедры теории и истории международных отношений

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2



Список литературы

1. Atoyan K.L. Higher Education in the EAEU Member States: Integration Issues. Dialog: politika, pravo, ekonomika [Dialogue: Politics, Law, Economics]. 2018; 2:65–71 [In Russian].

2. Bitkina I.V., Vasilyeva I.N., Rebrova T.P., Demidov A.V. The Development of Cooperation with Foreign Partners as One of the Directions to Accelerate the Implementation of Russia’s Priorities in Science, Technology and Education. Upravlenie naukoj i naukometriya [Science Governance and Scientometrics]. 2022; 17(2):216–236 [In Russian]. https://doi.org/10.33873/2686-6706.2022.17-2.216-236.

3. Davletgildeev R.Sh., Tsygantsova S.I. Features of the Formation of the Eurasian Regional Model of International Legal Regulation of Research Mobility. Obrazovanie i pravo [Journal of Russian Law]. 2020; 11:127–139 [In Russian]. https://doi.org/10.12737/jrl.2020.137.

4. Zainullin L.I., Morozova I.V., Mukhametzyanova F.G. The Phenomenon of the Eurasian Educational Space: the Main Vectors of Development. Obrazovanie i parvo [Education and Law]. 2024; 5:447–552 [In Russian]. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2024-5-447-452.

5. Zolkina D.G. Russian Higher Education as a Key to Eurasian Integration. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin RGGU. Series: Political Science. History. International Relations]. 2022; 1:83–98 [In Russian]. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2022-1-83-98.

6. Iskakov I.Zh., Lanina E.E. Eurasian Network University: Origins, Project, Implementation. Bol’shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost’, sotrudnichestvo [Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation]. 2023; 6–2:266–269 [In Russian].

7. Kovalenko S.A., Smolik N.G. Participation of Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR) in the Activities of CIS Network University. Vestnik RUDN. Seriya Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of the RUDN University. International Relations Series]. 2014; 4:207–213 [In Russian]. EDN: TGWZWF.

8. Minin E.M. Some Aspects of the Study of Regional Studies in the Post-Soviet Educational Space: Current State and Prospects. Vestnik MGLU [Bulletin of MGLU]. 2011; 8(614):170–181 [In Russian]. EDN: NYBUGZ.

9. Sidorovich A.V. Eurasian Integration: the New Role of Universities. Dialog: politika, pravo, ekonomika. Mezhdunarodnyj nauchno-analiticheskij zhurnal Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv– uchastnikov SNG [Dialogue: Politics, Law, Economics. International Scientific and Analytical Journal of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the CIS]. 2018; 1:83–90 [In Russian].

10. Filippov V.M. Network Interaction in the Training of Highly Qualified Personnel for the National Economy. Universities in the Eurasian educational space. Moscow: Izd-vo MGU: MAKS–Press [Moscow State University Publishing House: MAKS–Press], 2017:323–334 [In Russian].

11. Filippov V., Yuhua S. The Role of the University of the Shanghai Cooperation Organization in the Conjugation of Educational Spaces of Eurasia. Gosudarstvennaya sluzhba [Public Service]. 2015; 6(98):15–17 [In Russian]. EDN: VCPXIZ.

12. Zeng Ting. A Comparative Study of SCO and BRICS University Unions’ Development Models. Vestnik Moskovskogo universiteta (Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie) [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education]. 2019; 3:38–51 [In Russian]. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2019-3-38-51.

13. Shugurov M.V., Shugurova I.V. Scientific and Educational Integration of the EAEU as a Factor of Technological Modernization: Legal and Organizational Questions. Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii [International Law and International Organizations]. 2020; 3:37–68 [In Russian]. https://doi.org/10.7256/2454-0633.2020.3.34167.

14. Zeng T. The characteristics and practical problems of the SCO University in China: Taking “Regional Studies” as an example. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vostokovedenie i afrikanistika [Bulletin of St. Petersburg University. Oriental and African Studies]. 2018; 10(4):489–499 [In English]. https://doi.org/10.21638/spbu13.2018.406.


Рецензия

Для цитирования:


Сидоров Д.А., Смолик Н.Г., Вайман А.А. Опыт сетевых университетов в работе со студентами на примере СНГ и ШОС. Россия и мир: научный диалог. 2025;(2):56-68. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-56-68

For citation:


Sidorov D.A., Smolik N.G., Vaiman A.A. The Experience of CIS and SCO Network Universities in Working with Students. Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(2):56-68. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-56-68

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)