Опыт исследования факторов привлекательности России для иностранной молодежи
https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-69-88
Аннотация
Статья содержит результаты пилотного исследования, проведенного молодыми исследователями в рамках проекта «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности», организованного Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций. В статье дано описание методики, на основе которой было осуществлено исследование всеми участниками проекта «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности».
На основе анализа источников информации, результатов форсайт-сессий и опроса молодежи (из стран Азии и Латинской Америки – Вьетнама, Индии, Камбоджи, Китая, Перу и Таиланда), обучающейся в России, авторы приходят к выводу, что рассматриваемые страны имеют прочную основу для образовательного взаимодействия. В фокусе перуанской молодежи находится влияние России на общечеловеческое развитие и политическую деятельность в современном обществе. Факторы привлекательности России для студентов Индии основаны на истории доверительного взаимодействия двух стран, где главными аспектами выступают качественное образование, низкая стоимость обучения и проживания, разнообразие программ, богатое культурное наследие и особый путь исторического развития. Результаты исследования состояния туристических связей между Россией и Таиландом подчеркивают необходимость целенаправленных действий по развитию данного вида отношений. Студенты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обучающиеся в Российской Федерации, отмечают, что в стране созданы все условия для получения высшего образования (экономические условия позволяют иностранным студентам чувствовать себя комфортно и получать доступное и качественное образование). Представленные в статье результаты исследования направлены на создание основы для дальнейшего изучения и разработки рекомендаций по улучшению уровня и факторов привлекательности России.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. БойцоваРоссия
Бойцова Ангелина Витальевна. Студент
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
И. О. Горностаев
Россия
Илья Олегович Горностаев. Студент
119034, г. Москва, ул. Остоженка, 38
Е. С. Панова
Россия
Елизавета Сергеевна Панова. Студент
119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84, стр. 1
И. А. Савельева
Россия
Ирина Андреевна Савельева. Студент
119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84, стр. 1
Дж. Ш. Тачмедова
Россия
Дженнет Шохратовна Тачмедова. Студент
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
В. В. Тихомолова
Россия
Вера Владимировна Тихомолова. Студент
119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84, стр. 1
К. Д. Чайка
Россия
Кристина Дмитриевна Чайка. Студент
119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84, стр. 1
Список литературы
1. Агапов О.Д., Рашкин М.Н. Образ России: экзистенциально-трансцендентальный дискурс [Image of Russia: Existential Transcendental Discourse] // Научный вестник Омской академии МВД России. 2023. Т. 29. № 4(91). С. 358–363. https://doi.org/10.24412/1999-625X-2023-491-358-363.
2. Басс И.И., Колпащикова Л.В. Формирование позитивного образа России: опыт СПбГИК [The Formation of a Positive Image of Russia: the Experience of SPbGIK] // Вестник СПбГИК. 2022. № 2(51). С. 19–27. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2022-2-19-27.
3. Горбушина О.П. Позитивный имидж России [Positive Image of Russia] // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26. № 2. С. 65–75. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2024-2/65-75.
4. Давыборец E.Н., Павловская И.В., Радиков И.В. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество в рамках политики поворота России на Восток: проблемы, тенденции [Russian-Chinese Trade and Economic Cooperation within the Framework of Russia’s Policy of Turning to the East: Problems, Trends] // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28. № 1. С. 88–98. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2022-28-1-88-98.
5. Дериглазова Л.В., Погорельская А.М. Культура отмены в политике и международных отношениях [The Impact of Cancel Culture on Politics and International Relations] // Вестник МГИМО-Университета. 2023. Т. 16. № 4. С. 7–33. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-4-91-7-33. EDN XCJNDH.
6. Жибров Е.В., Нгуен Во Хиеу. Образы России и Вьетнама в восприятии курсантов [Images of Russia and Vietnam in the Perception of Cadets] // Студент: наука, профессия, жизнь: Материалы X Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. 24–28 апреля 2023 г. Омск: ОмГУПС, 2023. С. 408–413.
7. Золкина Д.Г. Российское высшее образование как инструмент евразийской интеграции [Russian Higher Education as a Key to Eurasian Integration] // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2022. № 1. С. 83–98. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2022-1-83-98.
8. Комбаев А.В., Давыд М. Российское образование как «мягкая сила»: образовательные стратегии монгольских студентов [Russian Education as a «Soft Power»: Educational Strategies of Mongolian Students] // Власть. 2022. № 3. С. 216–230.
9. Кочетков В.В. Роль чемпионата мира по футболу 2018 г. в формировании имиджа России [The Role of the 2018 FIFA World Cup in Forming Russia’s Image] // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2020. Т. 26. № 3. С. 106–126.
10. Красноглазов А.Б. Мировой образ как герменевтический феномен [The World Image as a Hermeneutic Phenomenon]: дис. ... канд. филос. наук: 17.00.08. М., 1993.
11. Крылов С.М. Формирование международного имиджа государства [Formation of the International Image of the State] // Вологдинские чтения. 2006. № 58. С. 48–51.
12. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России [Higher Education as Soft Power Potential for Russia] // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 6(9). С. 1–6.
13. Макейчик А.А. Образ как категория диалектико-материалистической гносеологии [Image as a Category of Dialectical-Materialistic Epistemology]: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Ленинград, 1984. 191 с.
14. Маткаримова Г.В. Формирование образа России на Западе [Formation of Image of Russia in the West] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 3(848). С. 75–82. https://doi.org/10.52070/2500-347Х_2022_3_848_75.
15. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник [Education in Numbers: 2023. Pocket Data Book] / Т.А.Варламова, Л.М.Гохберг, О.К.Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 132 с.
16. Панова Е.П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства [Higher Education as the State’s Soft Power Potential] // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2(17). С. 157–161.
17. Се Чжоу, Чжан Юньи. Восприятие и распространение имиджа России иностранными студентами [Perceiving and Promoting Russia’s Image by International Students] // Мир русскоговорящих стран. 2023. № 4(18). С. 5–26. http://dx.doi.org/10.20323/2658_7866_2023_4_18_5.
18. Степанянц М.Т. Многовекторные ориентиры цивилизационного развития России [Multi-Vector Orientations of Russia’s Civilizational Development] // Проблемы цивилизационного развития. 2022. № 1. С. 35–54. https://doi.org/10.21146/2713-1483-2022-4-1-35-54.
19. Тайрер С.Д. Национальный брендинг как элемент конструирования позитивного имиджа государства [National Branding as an Element of Constructing a Positive Image of the State] // Гуманитарный акцент. 2021. № 2. С. 75–80.
20. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России [Education as a Soft Power Tool in Russian Foreign Policy] // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4(25). C. 85–93.
21. Чэнь Ци. Образ России в китайских СМИ [Image of Russia in Chinese media] // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10. № 2А. С. 22–28. https://doi.org/10.34670/AR.2020.44.23.002.
22. Шматко А.Р. Лексико-фразеологические средства репрезентации образа России в СМИ Тайваня: переводческий аспект [Lexical and Phraseological Means of Representing the Image of Russia in Taiwan’s Media: a Translation Aspect] // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник». 2023. № 4. C. 1808–1819.
23. Шмыгин В.А., Шульц В.Л. Геополитические конструкты в структуре образа России [Geopolitical Constructs in the Structure of the Image of Russia] // Вопросы безопасности. 2023. № 1. С. 10–18. https://doi.org/10.25136/2409-7543.2023.1.39486. EDN: JOIWVW.
24. Kristof L. The Geopolitical Image of the Fatherland: The Case of Russia // Political Research Quarterly. 1967. No. 4. Vol. 20. P. 941–954.
25. Luostarinen H. Finnish Russophobia: The Story of an Enemy Image // Journal of Peace Research. 1989. No. 2. Vol. 26. P. 123–137.
26. Zarycki T. Uses of Russia: The Role of Russia in the Modern Polish National Identity // East European Politics and Societies. 2004. No. 4. Vol. 18. P. 595–627.
Рецензия
Для цитирования:
Бойцова А.В., Горностаев И.О., Панова Е.С., Савельева И.А., Тачмедова Д.Ш., Тихомолова В.В., Чайка К.Д. Опыт исследования факторов привлекательности России для иностранной молодежи. Россия и мир: научный диалог. 2025;(2):69-88. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-69-88
For citation:
Boitsova A.V., Gornostaev I.O., Panova E.S., Savelyeva I.A., Tachmedova J.Sh., Tikhomolova V.V., Chaika K.D. The Experience of Studying the Factors that Make Russia Attractive to Foreign Youth. Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(2):69-88. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-69-88