Развитие трансграничного высшего образования: опыт России
https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-142-158
Аннотация
На современном мировом рынке образовательных услуг Россия укрепляет позиции в разрезе опыта трансграничного образования. Авторы рассматривают модели и формы трансграничного образования, определяют наиболее применяемые из них российскими университетами и выявляет новейшие формы трансграничного образования, инициаторами которых выступают российские университеты. В статье на основе примеров вузов, статистических и аналитических данных представлена практика российских университетов в сфере интернационализации высшего образования, развития цифровых платформ, формирования сети зарубежных филиалов, создания совместных вузов и участия в сетевых университетах. Эффективная реализация трансграничного сотрудничества в сфере образования базируется на дистанционных образовательных технологиях, которые экономичны и быстро проникают во все уголки мира. Университеты России пока не занимают лидирующих позиций в трансграничном образовании, но участники образовательного процесса осознают его важность для внутреннего и внешнего развития образовательных систем и продвижения российского образования за рубежом. На государственном уровне приняты соответствующие документы. По мнению авторов статьи, трансграничное сотрудничество в сфере образования находится на этапе развития. Процесс интернационализации образования сталкивается с рядом проблем, связанных с адаптацией существующих и недавно разработанных стратегий трансграничного образования. Анализ результатов реализации государственных документов и университетских инициатив показывает динамику развития трансграничных форм образования, способствует разработке новых инициатив и их реализации совместно с зарубежными партнерами.
Об авторах
И. В. НалетоваРоссия
Ирина Владимировна Налетова. Доктор философских наук. Профессор. Ректор
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 108/8
Д. В. Налетова
Россия
Дарина Владимировна Налетова. Кандидат исторических наук. Доцент кафедры иностранных языков и профессионального перевода
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Ананичева С.Р. Феномен образовательной миграции в высшем образовании [The Phenomenon of Educational Migration in Higher Education] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 1. С. 15–17. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.85.61.001.
2. Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник [Education of Foreign Citizens in Educational Institutions of Higher Education in the Russian Federation: Statistical Collection] / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Вып. 17. М.: Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, 2020. 180 с.
3. Астратова Г.В. Ключевые тенденции развития современного рынка онлайн услуг высшего образования [Current Development Key Trends Online Higher Education Services Market] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN320.pdf.
4. Биттер Н.В., Куликова А.А., Третьякова О.С. Трансграничные образовательные консорциумы: формирование профессиональных компетенций студентов сервисных и туристских направлений [Cross-Border Educational Consortiums: Professional Competencies Development for Students in Service and Tourism Destinations] // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 68–71.
5. Будущее образования: глобальная повестка [The Future of Education: a Global Agenda]. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/6.-Obrazovanie-do-2035.pdf.
6. Винсен-Ланкран С., Фотенхауэр С. Исполнение Руководящих принципов ЮНЕСКО-ОЭСР обеспечения качества трансграничного высшего образования: где мы отстаем? [Implementation of the UNESCO-OECD Guidelines for Quality Assurance in Cross-Border Higher Education: Where are We Lagging Behind?] // Вестник международных организаций. 2013. Т. 8. № 1. С. 199–263.
7. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития [The International Market of Educational Services: Main Characteristics and Development Trends]. М.: ИД «Дело», РАНХиГС, 2015. 60 с.
8. Графтон Э. Университеты Америки [Universities of America] // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 273–284.
9. Данильченко А.В., Жук А.В. Эволюция экспортных стратегий высших учебных заведений на мировом рынке образовательных услуг [Evolution of Export Strategies of Universities on the Global Market of Educational Services] // Журнал международного права и международных отношений. 2021. № 1. С. 36–43.
10. Де Вит Ханс. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования (пер. с англ.) [Evolution Concepts, Trends and Challenges in the Internationalization of Higher Education in the World] // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34.
11. Защитина Е.К., Павлов П.В. Трансформация мирового рынка услуг высшего образования под влиянием изменения геополитического контура [Transformation of the Global Market for Higher Education Services under the Influence of Changing of Geopolitical Contour] // Евразийский юридический журнал. 2023. № 12(187). С. 498–499. https://doi.org/10.46320/2073-4506-2023-12-187-498-499.
12. Иванищева О.Н., Коренева А.В., Рыжкова И.В. Трансграничное сотрудничество в сфере образования: взгляд молодежи Мурманской области [Cross-border Cooperation in the Sphere of Education: Murmansk Region Youth Views] // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 58–68. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-58-68.
13. Канунникова А.М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях [Internationalization of Higher Education in Russia in Modern Conditions] // Вестник Евразийской науки. 2023. Т. 15. № 2. URL: https://esj.today/PDF/20ECVN223.pdf.
14. Канунникова А.М. Экспорт образовательных услуг России в условиях современных вызовов развития глобальной экономики [Export of Educational Services of Russia in the Context of Modern Challenges of Global Economy Development]: дис. … канд. эконом. наук: 5.2.5 – Мировая экономика. М., 2024. 182 с.
15. Кларк Б. Поддержание изменений в университетах: преемственность кейс-стади и концепций [Sustaining Change in Universities. Continuities in Case Studies and Concepts]. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 307 с.
16. Комлева В.В. Вопросы создания единого образовательного пространства России, стран СНГ и ЕС в сфере подготовки государственных служащих [Establishment of a Single Educational Space of Russia, CIS and EU in the Field of Training of Civil Servants] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7(123). С. 264–271.
17. Комлева В.В. Единое образовательное пространство – важнейший фактор интеграции России и Белоруссии [Educational Space of Russia and Belarus: Challenges and Prospects] // Обозреватель – Observer. 2019. № 1. С. 21–33.
18. Комлева В.В. Россия в контексте новых мировых тенденций интернационализации высшего образования [Russia in the Context of the New World Trends in Internationalization of Higher Education] // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 7. С. 13–34.
19. Комлева В.В. Трансграничное пространство доверия: попытки институционализации [Cross-Border Trust Space: Attempts at Institutionalization] // Государственная служба. 2019. Т. 21. № 2. С. 77–80. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2019-21-2-77-80.
20. Комлева В.В. Характеристика и перспективы развития общего образовательного пространства СНГ [Characteristics and Prospects of Common Educational Space of the CIS Countries] // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 6. С. 72–82.
21. Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: совместные образовательные программы [The Model of Educational Export: Joint Educational Programmes] // Аккредитация в образовании. 2018. № 1(101). С. 38–41.
22. Краснова Г.А. Перспективы продвижения онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки [Prospects for Promoting the Online Model of Russian Education Exports in African Countries] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 2. С. 117–127.
23. Лукичев Г. Трансграничное образование [Cross-Border Education] // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 28–34.
24. Маколов В.И. Проблемы обеспечения качества трансграничного образования [Problems of Ensuring Quality of Cross-Border Education] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 12–4(63). С. 15–18. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-12-4-15-18.
25. Особенности признания трансграничного образования [Features of the recognition of crossborder education] // Актуальные вопросы признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации / А.О.Полякова, Т.К.Ростовская (авторы-составители); под ред. В.И.Скоробогатовой. М.: РУДН, 2017. С. 51–63.
26. Пономаренко Е.В., Быстряков А.Я., Быков К. La Russie et la France dans l`espace mondial de l`enseignement superieur (Россия и Франция в мировом пространстве высшего образования) [Russia and France in the global space of higher education]. М.: Издательский дом «Дело», 2018. 280 с. [In French].
27. Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании [Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education]. Париж: UNESCO, 2006. 24 с.
28. Седунова С.Ю. Трансграничное образование: теория и практика, возможность и реальность [Cross-Border Education: Theory and Practice, the Pos-Sibility and Reality] // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. № 13. С. 204–208.
29. Системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ): на пути к общему образовательному пространству [Systems in Russia and Countries of the Commonwealth of Independent States (CIS): towards the Common Educational Space] / В.И.Абрамов, М.А.Семенов, Н.В.Маланичева, И.А.Стрельникова // Человек и образование. 2022. № 3(72). С. 7–20. https://doi.org/10.54884/S181570410023055-5.
30. Титаренко Л.Г. Интеграционные образовательные процессы в Евразийском измерении [Integration Educational Processes in the Eurasian Dimension] // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. № 5(1). С. 1087–1090.
31. Факова М.О. Возможности и преимущества использования информационных технологий для повышения эффективности трансграничного образования [Opportunities and Advantages of Using Information Technologies to Improve the Efficiency of Transboundary Education] // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. № 2(56). С. 75–79. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2021.56.2.10.
32. Факторы роста экспорта образовательных услуг в современных условиях [Drivers of Educational Services Export Growth in Current Conditions] / Н.Ю.Родыгина, А.А.Асалиева, И.С.Терехина, М.В.Логина // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 2. С. 62–72. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-2-62-72.
33. Юрьев В.М., Налетова И.В. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов [Network University as a Model of Modern Interactions of Regional Universities] // Вестник ТГУ. 2014. № 3(131). С. 7–15.
34. De Wit H., Rumbley L.E. Professional Development in International Education. The Example of the Boston College MA in International Higher Education // Internationalization of Higher Education. A Handbook. 2017. Issue 3. P. 2–14.
35. Guruz K. Higher Education and International Student Mobility in the Global Knowledge Economy: Revised and Updated Second Edition. State University of New York Press. 2011. 463 p.
36. Hili N., Majkl L. The scale and types of transnational éducation in Great Britain // Transnational Education. London, 2016. 102 p.
37. Knight J. Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education // D.K.Deardorff, H. de Wit, J.D.Heyl, T.Adams (eds) The SAGE Handbook on International Higher Education. Thousand Oaks, CA: Sage. 2012. P. 27–42.
38. Vincent-Lankrin S. Cross-border Higher Education: Trends and Perspectives // Higher Education to 2030. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). 2009. Vol. 2, Globalization. http://dx.doi.org/10.1787/9789264075375-4-en.
Рецензия
Для цитирования:
Налетова И.В., Налетова Д.В. Развитие трансграничного высшего образования: опыт России. Россия и мир: научный диалог. 2025;(2):142-158. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-142-158
For citation:
Naletova I.V., Naletova D.V. Development of Cross-Border Higher Education: the Russian Experience. Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(2):142-158. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-142-158