Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Стратегии обучения иностранцев в России: «мягкая сила» или экспорт услуг? (внутрироссийский аспект)

https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-159-176

Аннотация

Современная Россия унаследовала от Советского Союза разветвленную сеть образовательных учреждений и некоторые традиции образования. С течением времени советские стандарты образования частично устарели, частично были искусственно отменены, а само Российское государство столкнулось с рядом новых вызовов, которые предполагают возвращение Российской Федерации в ряд мировых держав с высококонкурентным уровнем образования. Большая часть статей о практиках и подходах к обучению иностранных студентов в России написана преподавателями, а всевозможная статистика используется и анализируется прежде всего в вузах, что говорит о прямой заинтересованности преподавательского сообщества в улучшении качества образовательных услуг, предоставляемых иностранцам. Однако государственные вузы на пути к улучшениям сталкиваются с рядом трудностей – в частности, с отсутствием некоторых нужных законов и законодательных инициатив со стороны государства, которые позволили бы вузам более успешно проводить в жизнь свои идеи. Это связано не только с необходимостью обновления законодательства применительно к новым условиям, но и во многом с унаследованной советской практикой управления вузовским образованием «сверху». Автор статьи делает обзор литературы по ключевым проблемам и тенденциям в этом секторе, сравнивает и оценивает советское наследие с современными практиками и предлагает пути решения некоторых основных проблем на основе советского и зарубежного опыта

Об авторе

А. Г. Цыпкина
Институт всеобщей истории Российской академии наук
Россия

Анна Георгиевна Цыпкина. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник

119334, Москва, Ленинский проспект, 32А



Список литературы

1. Аверьянов А.О., Гуртов В.А., Семенов Д.Н., Круглов В.И. Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда [Development of Export of Russian Education: Focus on the Needs of National Labor Markets] // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 9–21. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21.

2. Андросова Д.Н. Обучение иностранных студентов в СССР в середине 1950–1960-х гг. [Education of Foreign Students in the USSR in the Mid-1950s-1960s]: автореф. дис. … канд. истор. наук. М., 2012.

3. Анохина Т.Я., Панин Е.В. История и особенности обучения иностранных студентов в советских и российских вузах [History and Characteristics of Foreign Students’ Education in the Soviet and Russian Universities] // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 4. С. 134–142.

4. Арефьев А.Л. Обучение граждан Латинской Америки в образовательных организациях СССР и РФ [Training for Citizens of Latin America in Educational Institutions of the USSR and the Russian Federation] // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Ежегодник научных статей. М., 2019. Вып. 4. С. 411–450. https://doi.org/10.19181/obrnaukru.2019.13.

5. Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Иностранные студенты в российских вузах [Foreign Students at Russian Universities]. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.

6. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник [Education of Foreign Citizens in Higher Educational Institutions of the Russian Federation: A Statistical Digest]. Вып. 12. М., 2015. 196 с.

7. Бейзеров В.А., Дворак В.Н. Экспорт образовательных услуг: рыночные и государственные подходы [Development of Export of Educational Services and Asian Markets of Higher Education] // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П.Шамякина. 2024. № 2(64). С. 55–59.

8. Бекленищева М.В. Иностранные студенты в советских вузах в 1940–1980-е гг.: проблемы адаптации и взаимодействия (на материалах Свердловской области) [Foreign Students in Soviet Universities in the 1940s-1980s: Problems of Adaptation and Interaction (Based on the Materials of the Sverdlovsk Region)] // Человеческий капитал. 2021. № 4(148). С. 42–57. https://doi.org/10.25629/HC.2021.04.03.

9. Белов В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах [Personnel Training for Foreign Countries in Soviet Universities]. Калининград, 2003. 267 с.

10. Богданова А.Г., Лемская В.М., Мымрина Д.Ф. Экспорт российского образования в Кении: проблемы и перспективы [Export of Russian Education to Kenya: Problems and Prospects] // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 8–1. С. 245–257. https://doi.org/10.25726/a3862-6769-1700-n.

11. Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации [Foreign Students in Russia: Features of Motivation and Adaptation] // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106(6). С. 94–102. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.063.

12. Грибанова В.В., Жерлицына Н.А. Подготовка студентов из африканских стран в вузах России: проблемы и перспективы [Training of Students from African Countries in Russian Universities: Problems and Prospects] // Африка: континент и диаспора в поисках себя в XX веке: Материалы Международной научной конференции / редколлегия: А.С.Балезин (ответственный редактор), Г.В.Цыпкин, Н.Г.Щербаков. М., 2008. С. 58–70.

13. Громов А.Д. Академическая мобильность иностранных студентов в России [Academic Mobility of Foreign Students in Russia] // Факты образования. Июль 2016. Вып. 7. URL: http://ioe.hse.ru/factobr.

14. Игнатенкова И.А. Реализация стратегических национальных интересов России посредством политики «мягкой силы» на примере развития экспорта образования [Implementation of Russia’s Strategic National Interests through the Policy of «Soft Power» on the Example of the Education Exports Development] // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 6–3(76). С. 234–237.

15. Комлева В.В. Развитие экспорта российского высшего образования: основные противоречия [Development of Export Russian of Higher Education from Russia: Basic Contradictions] // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6(58). С. 1899–1907. https://doi.org/10.35775/PSI.2020.58.6.025.

16. Комлева В.В. Экспортный потенциал российского высшего образования [Export Potential of Russian Higher Education] // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 5(143). С. 9–21.

17. Краснова Г.А. Основные направления развития экспорта образовательных услуг в системах высшего образования [Main Directions of Export Educational Service Development in Higher Education Systems]. М., 2008. 162 с.

18. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности [Exporting Russian Higher Education in the Conditions of a new reality] // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.

19. Пенькова А.О., Бредихин А.В. Организация системы подготовки иностранных студентов в СССР в 1960-е гг. [Organization of the Training System for Foreign Students in the USSR in the 1960s] // Электронный научный журнал «Архонт». 2021. Вып. 4(25). С. 49–55.

20. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. Отчет по результатам социологического исследования [Education of International Students in Russian Higher Education Institutions. Report on the Results of the Sociological Research]. М.: Центр социологических исследований, 2016. 248 с.

21. Погорельская А.М., Дериглазова Л.В. Экспорт российского высшего образования как услуги: инструменты и текущие результаты [Export of Russian Higher Education Services: Tools and Current Results] // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 10. С. 104–125. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-104-125.

22. Рябинина А.М. Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования [Export of Educational Services in the Global Education Market] // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. Вып. 85. С. 236–261. https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-85-236-261.

23. Салин П.Б., Юшков И.В. Советский опыт работы с иностранными студентами: геополитический аспект [The Soviet Experience with International Students: The Geopolitical Aspect] // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 9(6). С. 14–17. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-14-17.

24. Филиппова М.Ю. Экспорт образования как правовое явление [The Export of Education as a Legal Phenomenon] // Вестник Академии права и управления. 2019. № 1(54). С. 39–45.

25. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российскими вузами [Scientific and Pedagogical Potential and Export of Educational Services by Russian Universities]. М., 2022.

26. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Россия на мировом рынке образовательных услуг [Russia in the Global Market for Educational Services] // Демоскоп weekly. 2003. № 97–98. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2003/097/analit03.php.

27. Шумилова А. Формирование и развертывание системы обучения иностранных студентов в вузах Советского Союза [Formation and Deployment of a System for Teaching Foreign Students in the Universities of the Soviet Union] // RUSAD. 2022. № 7. С. 53–65. https://doi.org/10.48068/rusad.1126681.

28. Щека Н.Ю., Кальницкая Я.В. Социальная адаптация иностранных студентов в вузах во второй половине XX – конце XX вв.: практико-ориентированный анализ [Social Adaptation of Foreign Students in Universities in the Second Half of the 20th – the End of the 20th Centuries: Practice-Oriented Analysis] // Вестник АмГУ. 2019. Вып. 84. С. 45–49.


Рецензия

Для цитирования:


Цыпкина А.Г. Стратегии обучения иностранцев в России: «мягкая сила» или экспорт услуг? (внутрироссийский аспект). Россия и мир: научный диалог. 2025;(2):159-176. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-159-176

For citation:


Tsypkina A.G. Strategies for Teaching Foreigners in Russia: Soft Power or Export of Services? (Internal Russian Aspect). Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(2):159-176. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-159-176

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)