Русская школа в общественно-политическом пространстве Латвии (1991 – 2021)
https://doi.org/10.53658/RW2021-1-1-105-114
Аннотация
Школы на русском языке преподавания, или билингвальные школы, выступают важнейшим институтом воспроизводства этнокультурной коллективной идентичности русского и русскоязычного населения в современной Латвии. Настоящее и будущее этих школ включено в очень сложный правовой и общественно-политический контекст. С одной стороны, латвийское законодательство провозглашает право этнических меньшинств на сохранение своей идентичности, с другой – доминирующий политический дискурс ориентирован на сокращение до минимума преподавания в этих школах на русском языке. В статье показывается, что именно конструируемый ведущими политическими партиями политический контекст, а вовсе не права, гарантированные конституцией этническим меньшинствам, является основным фактором, который приводит к резкому ослаблению русского (билингвального) образования в Латвии. В качестве материала исследования используется законодательство Латвии в сфере образования и языка, программы политических партий, данные научных исследований латвийских социологов, в том числе и автора статьи, экспертные оценки ученых и общественных деятелей процесса образования этнических меньшинств.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. ВолковЛатвия
Владислав Викторович ВОЛКОВ – доктор социологических наук, ведущий исследователь.
LV-1050, г. Рига, бульвар Калпака, 4
Список литературы
1. Бухвалов, В.А., Плинер, Я.Г. (2000), Проблемы и перспективы интеграции учащихся школ национальных меньшинств в латвийское общество, Рига.
2. Волков, В.В. (2012), “Интеграция общества в Латвии: позиции этнических меньшинств”, Социологические исследования, № 4, cc. 54-63.
3. Волков, В.В. (2013), “Демография русского населения Латвии в ХХ - XXI веках”, Этническая политика в странах Балтии, ред. Полещук, В., Степанов, В., Наука, Москва, cc. 177-196.
4. Гурин, A. (2005), “Даже Улманис не рискнул урезать права нелатышей в образовании”, Ракурс, № 49 (136).
5. Зепа, Б. (2002), Анализ процесса внедрения билингвального образования, Балтийский институт социальных наук, Рига.
6. Новая русская диаспора. Русские за пределами Российской Федерации в бывшем СССР: история, идентичность и современное положение (1992), материалы конференции, Юрмала.
7. Фейгмане, Т. (2000), Русские в довоенной Латвии, Балтийский Русский институт, Рига.
8. Antāne, A., Cilēvičs, B., Muižnieks, N., Mežs, I. and Ziemele, I. (2001), “Social, political and legal aspects”, in Ziemele, I. (Ed.), Aspects of integration of minority groups in Latvia, Institute of Human Rights, Faculty of Law, University of Latvia, Riga.
9. Fomina, T. (2008), Krievu valoda un literatūra. Vispārējās vidējās izglītības mācību priekšmeta programmas paraugs, Izglītības satura un eksaminācijas centrs, Rīga.
10. Kļava, G., Kļave, K. and Motivāne, K. (2010), Latviešu valodas prasme un lietojums augstākās izglītības iestādēs: mazākumtautību izglītības satura reformas rezultāti, Latviešu valodas aģentūra, Rīga.
11. Neimane, A. (2008), Literatūra. Vispārējās vidējās izglītības mācību priekšmeta programmas paraugs (1 variants), Izglītības satura un eksaminācijas centrs, Rīga.
12. Vidusskolēnu pilsoniskās un lingvistiskās attieksmes, apgūstot mazākumtautību izglītības programmas (2010), pētījuma ziņojums, Baltic Institute of Social Sciences, Rīga.
Рецензия
Для цитирования:
Волков В.В. Русская школа в общественно-политическом пространстве Латвии (1991 – 2021). Россия и мир: научный диалог. 2021;1(1):105-114. https://doi.org/10.53658/RW2021-1-1-105-114
For citation:
Volkov V.V. Russian School in the Socio-Political Space of Latvia (1991 – 2021). Russia & World: Sc. Dialogue. 2021;1(1):105-114. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2021-1-1-105-114