Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Университеты как субъекты международных отношений: потенциал Кыргызстана

https://doi.org/10.53658/RW2023-3-4(10)-94-117

Аннотация

   На фоне обострения международной конкуренции и международных конфликтов глобальных игроков небольшие и небогатые страны вынуждены искать механизмы обеспечения своего суверенитета и стабильности, в том числе и путем наращивания научного и образовательного суверенитета. С этой целью актуализируется вопрос: при каких условиях университеты могут стать эффективными субъектами международных отношений и помогать своим государствам наращивать конкурентоспособность? Статус университетов как субъектов международных отношений определяется степенью их международной субъектности. Международная субъектность определяется как способность университетов самостоятельно, независимо от требований внешних зарубежных акторов, определять векторы и политику международного сотрудничества на основании норм, принципов, целей и ценностей национальных образовательных систем. Авторы статьи описывают условия и индикаторы такой субъектности. Рассматриваются механизмы встраивания университетов в международные отношения, а именно: интернационализация академической среды, участие в международных ассоциациях; международное рейтингование. Выявляются положительные стороны, возможности, риски и противоречия внедрения этих механизмов в национальные образовательные системы. На примере опыта российских университетов показывается, как в критических условиях вышеуказанные механизмы становятся инструментами политического давления. На основе широкого спектра статистики, анализа государственных решений и практики университетов Кыргызстана анализируется их потенциал как субъектов международных отношений. Аргументируется позиция, согласно которой в настоящее время и в ближайшей перспективе кыргызстанские университеты будут находиться на периферии мирового образовательного пространства, но имеют большой потенциал регионального лидерства. На развитии этого потенциала Кыргызстану целесообразно сосредоточиться в ближайшее время.

Об авторах

В. В. Комлева
Национальный исследовательский институт развития коммуникаций
Россия

Валентина Вячеславовна Комлева, доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе

119571

Коробейников переулок, 22, стр. 1

Москва



Ж. Таалайбек кызы
Дипломатическая академия МИД Кыргызской Республики им. Казы Дикамбаева
Кыргызстан

Жанара Таалайбек кызы, PhD, докторант

720040

бульвар Эркиндик, 36

Бишкек



Список литературы

1. Абакирова Г.Б. Реформирование высшего образования Кыргызстана и международная интеграция [Reforms of higher education in Kyrgyzstan and international integration] // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 4. С. 495-500. DOI 10.34755/IROK.2021.51.41.100. EDN VLURSR.

2. Алымбеков К.А. Проблемы высшего образования для системы обеспечения качества в Кыргызстане [Problems of higher education for the quality assurance system in Kyrgyzstan] // Современные проблемы науки и образования : материалы Межд. научных конференций, проведенных Академией Естествознания (продолжающееся издание), Франция (Париж)-Амстердам (Нидерланды)-Израиль (Тель-Авив)-Россия (Москва)-ОАЭ (Дубай)-Италия (Рим-Флоренция-Неаполь)-Чехия (Прага), 19 декабря 2017 года – 16 2018 года. Том I. Франция (Париж)-Амстердам (Нидерланды)-Израиль (Тель-Авив)-Россия (Москва)-ОАЭ (Дубай)-Италия (Рим-Флоренция-Неаполь)-Чехия (Прага): Издательский Дом Академии Естествознания, 2018. С. 21-23. EDN XPZBRR.

3. Беделбаева А.З. Вопросы интеграции высшего профессионального образования Кыргызстана в мировое образовательное пространство [Issues of integration of higher professional education of Kyrgyzstan into the global educational space] // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. № 8. С. 154-159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45620356. – EDN TPRVPA.

4. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИКС и США [The future of higher education and the academic profession: BRICS countries and the USA]. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. 247 с.

5. Кадыралиева Н.Ш. Проблемы высшего исторического образования в Кыргызстане 1991-2021 годов [Problems of higher historical education in Kyrgyzstan 1991-2021] // Историческая наука и образование в XXI веке : Сборник материалов II Межд. научно-практической конф. с элементами научной школы. Памяти доктора ист. наук, профессора Н. Н. Родигиной, Новосибирск, 22–25 марта 2023 года / Под редакцией В.А. Зверева. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2023. С. 206-215. EDN TVTJXM.

6. Кадыров А.А. Илим жана билим тууралуу идеялар жана Кыргызстанда жогорку билим берүүнүн абалы [Ideas about science and education and the state of higher education in Kyrgyzstan] // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. No. 5. P. 153-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=DOFIGY. EDN DOFIGY.

7. Комлева В.В. Интернационализация высшего образования как провоцирующий фактор обострения конкуренции национальных образовательных систем [Internationalization of higher education as a provoking factor in the intensification of competition between national educational systems] // Россия и мир : диалоги. Материалы научно-практической конференции (Москва, 24 апреля 2017 г.). М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. 622 с.

8. Комлева В.В. Противоречия интернационализации высшего образования [Contradictions of the internationalization of higher education. Socio-economic phenomena and processes] // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12, № 6. С. 469-477. EDN YNXGNW. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovaniya

9. Комлева В.В. Развитие экспорта российского высшего образования: основные противоречия [Development of export of Russian higher education: main contradictions] // Вопросы политологии. 2020. Т. 10, № 6(58). С. 1899-1907. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ENTKGR. EDN ENTKGR.

10. Комлева В.В. Россия в контексте новых мировых тенденций интернационализации высшего образования [Russia in the context of new global trends in the internationalization of higher education] // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 6. С. 13-34

11. Коммуникационные режимы соседних стран. Рейтинг дружественности – 2022. Доклад по результатам ежегодного мониторинга [Communication modes of neighboring countries. Friendliness rating – 2022] / Под научной редакцией В.В. Комлевой. М.: Национальный исследовательский институт развития коммуникаций, 2023. 104 с. ISSN 978-5-7151-0597-4 URL: https://nicrus.ru/publishing/

12. Маметова М.Р. Государственная образовательная политика в сфере высшего образования независимого Кыргызстана в условиях глобализации [State educational policy in the field of higher education of independent Kyrgyzstan in the context of globalization] // Global Science and Innovations: Central Asia (см. в книгах). 2021. № 16(12). С. 39-44. EDN KSKZCI.

13. Массовое высшее образование. Триумф БРИКС? [Mass higher education. BRICS triumph?] М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. 528 с.

14. Мехамедиева К.А. Формирование образовательного потенциала в условиях интернационализации системы высшего образования в Кыргызстане [Formation of educational potential in the conditions of internationalization of the higher education system in Kyrgyzstan] // Экономика. Управление. Образование. 2018. № 3(6). С. 150-154. EDN LYSEHW.

15. Мурзалиев М.А. Кыргызстандагы жогорку билим берүү системасын эл аралык билим берүү системасына интеграциялоо боюнча саясий механизмдер жана шарттар [The higher education system of Kyrgyzstan is a political mechanism and a condition for the integration of the international education system] // Вестник Ошского государственного университета. 2021. Vol. 2, No. 3. – P. 78-86. DOI: 10.52754/16947452_2021_2_3_78. EDN KEGWTK.

16. Мусаев А.И. Кыргызско-российские отношения в сфере высшего образования: состояние и перспективы [Kyrgyz-Russian relations in the field of higher education: state and prospects] // Alatoo Academic Studies. 2020. № 4. С. 112-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=NLIRVS. EDN NLIRVS.

17. Омуралиев У.К. Интернационализация высшего образования Кыргызстана: от академической мобильности до совместных образовательных программ // Экономика. Управление. Образование. 2019. № 1(8). С. 130-135. EDN MLXLQK.

18. Проблемные задачи цифровизации системы высшего образования Кыргызстана [Internationalization of higher education in Kyrgyzstan: from academic mobility to joint educational programs ] / Б. И. Бийбосунов, Ж. Т. Бексултанов, К. М. Юсупов, Ж. Жумалиева // Colloquium-Journal. 2020. № 6-1(58). С. 5-8. DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11440. EDN QORKJZ.

19. Самаров А. Кыргызстан жана Япониядагы азыркы жогорку билим берүү (салыштырма анализи) [Modern higher education in Kyrgyzstan and Japan (comparative analysis)] // Жусуп Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университетинин Жарчысы. 2022. No. 2(110). P. 158-170. EDN FKWMJF.

20. Самаров А. Кыргызстан менен Япониянын жогорку билим берүү системасын салыштырма талдоонун методологиялык мамилелери [Methodological relations between Kyrgyzstan and the Japanese higher education system] // Кыргызстандын Жарчысы. 2023. No. 1-1. P. 82-88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=KOWODB. EDN KOWODB.

21. Самаров А. Сравнительный анализ систем высшего образования Кыргызстана и Японии [Methodological relations between Kyrgyzstan and the Japanese higher education system] // Педагогические науки. 2022. № 4(116). С. 25-27. EDN UGDLGT.

22. Саякова С.Ш. Развитие экспорта образовательных услуг Кыргызстана в условиях глобализации и евразийской интеграции [Development of export of educational services in Kyrgyzstan in the context of globalization and Eurasian integration] // Alatoo Academic Studies. 2020. № 4. С. 167-175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=QLKKYN. EDN QLKKYN.

23. Столетов И.А., Чихарев О.В. Университеты как субъекты публичной дипломатии [Universities as subjects of public diplomacy] // Геополитический журнал. 2013. № 2. С. 65-78. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22611972_51865823.pdf

24. Субанов Т.Т. Текущие проблемы системы высшего образования Кыргызстана в условиях экономического кризиса Current problems of the higher education system of Kyrgyzstan in the conditions of the economic crisis] // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество : ежегодник, Москва, 06–07 октября 2021 года. Выпуск 5. Часть 1. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. С. 1084-1086. EDN MXMTNK.

25. Таалайбекова А.Т. Взаимодействие Кыргызстана и России в сферах высшего образования и науки [Interaction between Kyrgyzstan and Russia in the spheres of higher education and science] // Вестник Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева. 2021. № 16. С. 169-174. EDN OZPPOO.

26. Шеров Ш.Б. Высшее образование в Кыргызстане и его подготовка к требованиям глобальной интеграции [Higher education in Kyrgyzstan and its preparation for the requirements of global integration] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-2(65). С. 71-74. DOI 10.24412/2500-1000-2022-2-2-71-74. EDN OFZVMU.

27. Эскиндаров М.А., Перская В.В. Интернационализация образования как фактор роста качества трудовых ресурсов мирового уровня [Internationalization of education as a factor in increasing the quality of world-class labor resources] // Социально-трудовые исследования. 2021. № 3(44). С. 84-98. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-44-3-84-98. EDN JSFEHT.

28. Knight J., Wit H. de. Internationalization of higher education: past and future // International higher education. 2018; 95:2-4.

29. Murzaliev M.A. Prerequisites and conditions for the development of integration processes in the field of higher education in Kyrgyzstan // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021; 7(58):56-60. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-7-56-60. EDN WLFRMV.


Рецензия

Для цитирования:


Комлева В.В., Таалайбек кызы Ж. Университеты как субъекты международных отношений: потенциал Кыргызстана. Россия и мир: научный диалог. 2023;(4):94-117. https://doi.org/10.53658/RW2023-3-4(10)-94-117

For citation:


Komleva V.V., Taalaibek kyzy Zh. Universities as Subjects of International Relations: The Potential of Kyrgyzstan. Russia & World: Sc. Dialogue. 2023;(4):94-117. https://doi.org/10.53658/RW2023-3-4(10)-94-117

Просмотров: 234


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)