Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Роль институтов в цивилизационном расколе (на примере христианства)

https://doi.org/10.53658/RW2024-4-1(11)-142-157

Аннотация

Геополитические трансформации последних десятилетий актуализировали исследования цивилизационных различий Востока и Запада. Среди факторов, способствовавших их формированию, наиболее часто называют религию, подтверждая данный тезис примером раскола христианской церкви на римско-католическую и православную церкви и, как следствие, возникновения западно- и восточно-христианской цивилизаций. Как правило, авторы «вычленяют» религию из социальной системы, рассматривая ее независимо от всех остальных сфер, как первичный фактор, запускающий выделение цивилизации. В настоящей работе возникновение новой цивилизации, в том числе западно- / восточно-христианской, рассмотрено в рамках институционального подхода, как процесс формирования сложной институциональной структуры, состоящей из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых экономических, политических, социокультурных институтов, в том числе религии. Данный процесс может начаться в недрах «материнской» цивилизации, вызвав ее кризис, этапы развития и разрешения которого проанализированы на примере раскола единого христианского мира с использованием матричного подхода, предполагающего, что цивилизация характеризуется цивилизационной матрицей, образованной институциональным ядром, содержащим одновременно на условиях доминантности – комплементарности рыночные и редистрибутивные институты, и оболочкой, включающей культурно-религиозные и национально-демографические особенности, природно-климатическую и материально-технологическую среду. Показана необходимость как укрепления доминантных институтов в институциональном ядре, так и создания балансиров (комплементарных институтов) для устойчивого развития цивилизации.

Об авторе

П. А. Барахвостов
Белорусский государственный экономический университет
Беларусь

БАРАХВОСТОВ Павел Александрович. Кандидат политических наук. Доцент. Доцент кафедры политологии 

220070, Белоруссия, г. Минск, Партизанский проспект, 26



Список литературы

1. Барахвостов П.А. Особенности цивилизационного пограничья: интегральноинституциональный анализ [Features of the civilizational frontier: an integral institutional analysis] // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1. Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. 2020. Т. 12. № 1. С. 119–126.

2. Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли [History of the Church during the period of the Ecumenical Councils: History of theological thought]. М.: Поколение, 2007.

3. Бродский И. Форма времени [Form of the time]. Т. 2. Минск: Эридан, 1992.

4. Буайе Р., Бруссо Э., Кайе А. К созданию институциональной политической экономии [Towards an Institutional Political Economy creation] // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 17–24.

5. Бурлака Д.К. Религия и Церковь [Religion and Church] // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2005. № 6. С. 7–54.

6. Васильев Л.С. Законы эволюции и проблемы человечества: препринт WP17/2011/03 [Evolution laws and problems of Mankind: preprint WP17/2011/03]. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

7. Гергей Е. История папства [History of the papacy]. М.: Республика, 1996.

8. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Ancient Rus’ and the Great Steppe]. М.: Мысль, 1989.

9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому [Russia and the Europe: A look at the cultural and political relations of the Slavic world to the German-Romance]. СПб.: Н. Страхов, 1895.

10. Дементьев В.В. Институциональная политическая экономия: с чего начать? [Institutional political economy: where to start?] // Журнал институциональных исследований. 2015. Т. 7. № 1. С. 25–44. DOI: 10.17835/2076-6297.2015.7.1.025-044.

11. Каллист У. Православная Церковь [The Orthodox Church)]. М.: Дух и Литера, 2004.

12. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в X-Y-теорию [Institutional Matrices and Russia’s Development: An Introduction to X-Y Theory]. СПб.: НесторИстория, 2014.

13. Костромин К.А. Разделение церквей в контексте общеевропейской международной политики IХ–ХII вв. [The division of churches in the context of pan-European international politics in the 9th–12th centuries] // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 1. С. 14–22.

14. Ле Гофф Ж. Рождение Европы [Birth of the Europe]. СПб.: Александрия, 2008.

15. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, Х и XI веках [The churches division history of the 9th, 10th and 11th centuries]. М.: RUGRAM_Пальмира, 2022.

16. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. Избранное [Byzantism and Slavism. Selected works]. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993.

17. Литаврин Г.Г. Геополитическое положение Византии в средневековом мире в VII–XII вв. [The geopolitical position of Byzantium in the medieval world in the VII–XII centuries] // Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. СПб.: Алетейя, 2001.

18. Мартынов О.П. О причинах расхождения миросозерцаний христианских Востока и Запада [On the reasons for the divergence of the worldviews of the Christian East and West] // Рязанский богословский вестник. 2018. № 2. С. 54–68.

19. Орлов М. Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений [Religious and cultural factor as a condition for the transformation of international and legal relations] // Власть. 2008. № 5. С. 66–69.

20. Перепёлкин Л.С. Фобии в Европе как механизм межцивилизационного размежевания [Phobias in the Europe as a mechanism of intercivilizational disengagement] // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2018. Т. 10. С. 80–89. DOI: 10.30936/222779512018108089.

21. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.) [Christian Church History (before the division of the Churches – 1054)]. Киев: Христиан. Благотворит.просвет. ассоц. «Путь к истине», 1991.

22. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия [Eastern Schism. Byzantine theocracy]. М.: Восточная литература, 1998.

23. Сальников В.П., Романовская Л.Р. «Orient» или «oxidеnt»: в какую сторону смотрит российский орел? [“Orient” or “oxidеnt”: which way is the Russian eagle facing?] // Мир политики и социологии. 2014. № 11. С. 11–15.

24. Синайский А. Отношения древнерусской церкви и общества к латинскому Западу (католичеству) (X–XV вв.) [Relations of the Ancient Russian Church and society to the Latin West (Catholicism) (X–XV centuries)]. СПб.: Тип. СПб. акционер. общества «Издатель», 1899.

25. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад [Civilization on trial the world and the west]. М.: АСТ, 2011.

26. Треушников И.А. Основные аспекты проблемы «Запад – Восток» в историософии всеединства [The main aspects of the problem “West – East” in the historiosophy of the unity] // Вестник Московского университета, Серия 7: «Философия». 2009. № 2. С. 30–40.

27. Филонов В.И. Взаимоотношение православия и католичества в контексте этнокультурной самоидентичности Европы: историко-политический аспект [The Orthodoxy and Catholicism Relationship in the context of the Europe ethnocultural self-identity: historical and political aspect] // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С.120–123.

28. Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.) [At the origins of the religious schism of the Slavic world (XIII century)]. СПб.: Алетейя, 2004.

29. Фрис В. Православие и католичество. Противоположность или взаимодополнение? [Orthodoxy and Catholicism. Opposite or Complementary?] Брюссель: Жизнь с Богом, 1992.

30. Шишова М.И. Проблема государства и церкви в религиозно-философской концепции метафизики культуры [The problem of relations between the state and the church in the religious and philosophical concept of the metaphysics of culture] // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. № 4. С. 260–267.

31. Шмеман А. Все монархи мира: Древняя Греция, Древний Рим, Византия [All the monarchs of the world: Ancient Greece, Ancient Rome, Byzantium] / Под ред. К. Рыжова. М.: Вече, 1999.

32. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории [The Decline of Europe: Essays on the Morphology of World History]. М.: Мысль, 1993.

33. Barakhvostov P. The Inheritance Rights in the Process of Formation and Evolution of Institutional Matrices // Mir Rossii. 2022. V. 31. № 2. P.163–173. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-163-173.

34. Beck U. Risk Society Revisited: Theory, Politics and Research Programmes // The risk society and beyond: critical issues for social theory / B. Adam, U. Beck, J. Van Loon (Eds.). London: Sage Publications, 2007. P.211–230.

35. Hodgson G.M. What is the essence of institutional economics? // Journal of Economic Issues. 2000. V. 34. № 2. P. 317–329.

36. North D.C. Institutions // Journal of Economic Perspectives. 1991. V. 5. № 1. P. 97–112.

37. Wittfogel К.A. Oriental Despotism. Comparative study of total power. New Haven, London: Yale University Press, 1963.


Рецензия

Для цитирования:


Барахвостов П.А. Роль институтов в цивилизационном расколе (на примере христианства). Россия и мир: научный диалог. 2024;(1):142-157. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-1(11)-142-157

For citation:


Barakhvostov P.A. The Role of Institutions in the Civilization Schism (the Case of Christianity). Russia & World: Sc. Dialogue. 2024;(1):142-157. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-1(11)-142-157

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)