Коммуникационные режимы государств Центральной Азии в контексте интересов национальной безопасности Российской Федерации
https://doi.org/10.53658/RW2021-1-2-80-95
Аннотация
В статье раскрывается содержание деструктивного воздействия стран Запада на коммуникационные режимы и информационное пространство дружественных нам государств Центральной Азии, несущего угрозу как их национальной безопасности, так и противоречащего национальным интересам Российской Федерации. Отмечается значимость совместных с государствами центральноазиатского региона усилий, в том числе в формате региональных организаций ШОС и ОДКБ, по обеспечению информационной безопасности и позитивного влияния на коммуникационные режимы данного региона. Обращается внимание на роль национальных массмедиа в арсенале инструментов влияния на умы и психологию населения стран Центральной Азии, и в этой связи дается характеристика западным информационным структурам, которые осуществляют подобное влияние, механизмам их функционирования и способу нейтрализации их деятельности. Отмечается динамичность исследуемой материи и ее подвластность изменениям в расстановке сил на международной арене. Отдельно анализируется роль государства в обеспечении информационной безопасности и защиты граждан от искаженного информационно-коммуникативного влияния. В работе высказываются соображения относительно организации системного противодействия деструктивным действиям отдельных государств в информационном поле стран в Центральной Азии, в частности, высказывается соображение о необходимости создания комплексной (совместно с Российской Федерацией) системы блокировки и нейтрализации вредоносных информационно-пропагандистских материалов, а также предложение в части создания мирового коммуникационного порядка на базе формирования международной правовой основы рационального цивилизованного регулирования страновых коммуникационных режимов на глобальном и региональном уровнях.
Об авторе
Н. П. ГрибинРоссия
Грибин Николай Петрович, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института международных исследований
119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Адамова, М.А., Манкиева, А.В., Сергеев, С.И., Шабанова, Е.А. (2019), “Актуальные аспекты использования террористическими и экстремистскими организациями интернеттехнологий” [Current aspects of the use of Internet technologies by terrorist and extremist organizations]// Этносоциум и межнациональная культура, № 2 (128), сс. 63-67.
2. Бабаджанов, А.Я. (2014), Военно-политическое сотрудничество постсоветских государств. Проблема сочетаемости национальных подходов [Military-political cooperation of post-Soviet states. The problem of compatibility of national approaches]. М.: Аспект Пресс.
3. Белоглазов А.В. (2011), Формирование политики России в Центральной Азии [Shaping Russia’s Policy in Central Asia]. Казань: Издательство Казанского университета.
4. Гасумянов, В.И., Комлева, В.В. (2021), “Дружественность страновых коммуникационных режимов: интерпретация и оценка” [Friendliness of insurance communication modes: interpretation and evaluation]. Международная жизнь, № 8, сс. 68-77.
5. Жаворонкова, Т.В. (2015), “Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями” [The use of the Internet by terrorist and extremist organizations]// Вестник Оренбургского государственного университета, № 3 (178), cc. 30-36.
6. Ибрагимова, Г.Р. (2013), “Подходы государств Центральной Азии к вопросам управления интернетом и обеспечения информационной безопасности” [Approaches of the Central Asian States to the issues of Internet governance and information security]// Индекс безопасности, № 1(104), cc. 103-128.
7. Косоруков, А.А. (2013), “Новые медиа как инструмент политической трансформации в современном мире” [New media as a tool of political transformation in the modern world]// Международные отношения, № 3, cc. 318-322.
8. Комлева, В.В. (2021), “Страновой коммуникационный режим как социально-политический феномен” [Country communication regime as a socio-political phenomenon]//Россия и мир: научный диалог, № 1, cc. 13-26. DOI: 10.53658/RW2021-1-1-13-26.
9. Лавров, С.В. (2020), “Глобальные проблемы кибербезопасности и международные инициативы России по борьбе с киберпреступностью” [Global Cybersecurity issues and Russia’s international initiatives to combat cybercrime]//Внешнеэкономические связи, № 38.
10. Мельникова, О.А. (2021), Манипуляция общественным мнением и глобальная кибербезопасность [Manipulation of public opinion and global cybersecurity]. М.: Гнозис.
11. Панарин, И.Н. (2017), “Об информационной составляющей ОДКБ” [About the information component of the CSTO], Стратегия мягкой силы в контексте информационных войн: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М.: Моск. гос. лингв. ун-т., cc. 230–236.
12. Рустамова, Л.Р., Бахриев Б.Х. (2020), “Особенности публичной дипломатии Европейского Союза в Центральной Азии” [Features of public diplomacy of the European Union in Central Asia]// Полития, № 3 (98), cc. 165-180.
13. Смирнов, А.И. (2018), “Новейшие киберстратегии США – преамбула войны?” [The latest US cyber strategies – the preamble of the war?]// Международные процессы, № 4, cc. 181-192.
14. Сурма, И.В. (2021), “Информационная экспансия Запада в странах Центральной Азии” [Information expansion of the West in Central Asian countries]// Вопросы политологии, № 1 (65), cc. 84-96.
15. Alguliyev, R.M., Imamverdiyev, Y.N., Mahmudov, R.Sh., Aliguliyev, R.M. (2020), Information security as a national security component, Information Security Journal: A Global Perspective, DOI: 10.1080/19393555.2020.1795323.
16. Allison, R. (2004), Strategic reassertion in Russia’s Central Asia policy. International Affairs. L. Vol. 80, 2 (277-293).
17. Beloglazov, A.V. (2015), Russia’s Policy on Providing Security in Central Asia at the Beginning of the XXI Century Mediterranean Journal of Social Sciences?, Vol. 6, No. 3, p. 2.
18. Betz, D. (2012), “Cyberpower in Strategic Affairs: Neither Unthinkable nor Blessed”, Journal of Strategic Studies, 35(5), pp. 689-711. DOI: 10.1080/01402390.2012.706970.
19. Czaja, Stephan.Criticism of Influencer Marketing: Disadvantages of Hypes – WDR (German TV) Social Media One. Marketing Agency & Speaker (4 April 2018). https://socialmediaagency.one/criticisminfluencer-marketing-disadvantages-hypes/.
20. Kello, L. (2013), “The Meaning of the Cyber Revolution: Perils to Theory and Statecraft”, International Security, 38(2), pp. 7-40. DOI: 10.1162/ISEC_a_00138.
21. Hopkirk, P. (2006), The Great Game on Secret Service in High Asia. L. John Murray: 592.
22. Shibaev, D., Uibo, N. (2016), “State Policy Against Information War”, Russian Law Journal, № 4 (3), pp. 136-156. DOI: 10.17589/2309-8678-2016-4-3-136-156.
Рецензия
Для цитирования:
Грибин Н.П. Коммуникационные режимы государств Центральной Азии в контексте интересов национальной безопасности Российской Федерации. Россия и мир: научный диалог. 2021;1(2):80-95. https://doi.org/10.53658/RW2021-1-2-80-95
For citation:
Gribin N.P. Communication regimes of the Central Asian states in the context of the national security interests of the Russian Federation. Russia & World: Sc. Dialogue. 2021;1(2):80-95. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2021-1-2-80-95