Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Высшее образование как фактор привлекательности России для молодежи стран Ближнего Востока и Африки (на примере Анголы, Египта, Нигерии, Ливана и Палестины)

https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-108-127

Аннотация

Статья содержит результаты пилотного исследования, проведенного молодыми исследователями в рамках проекта «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности», организованного Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций. На основе анализа источников информации, результатов форсайт-сессий и опроса молодежи (из стран Ближнего Востока и Африки), © Козлов М.С., Урмонова С.Б., Хныкова Д.Д., 2025 © Россия и мир: научный диалог / Russia & World: Scientific Dialogue, 2025 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License обучающейся в России, авторы приходят к выводу, что рассматриваемые страны имеют прочную основу для образовательного взаимодействия.
Ежегодно увеличивается поток поступающих арабских студентов в российские университеты. Россию и арабский мир связывают многолетние отношения в различных сферах внешней политики и дипломатии, где одним из центральных факторов совместной коммуникации является противостояние западному режиму моноцентризма. Многие абитуриенты из Ливана, имея проблемы с поступлением в единственный государственный Ливанский университет, стремятся поступить в вузы России, поскольку ценят российский уровень образования, учитывают культурные и исторические связи, а также ссылаются на благоприятную социально-политическую обстановку для представителей Ближнего Востока. Россия среди современных студентов Египта пользуется популярностью как зарубежная страна получения образования, где востребованными направлениями подготовки являются медицина, инженерное дело и международные отношения. Для палестинских, нигерийских и ангольских студентов помимо исторических и культурных связей привлекательность получения образования в России связана с относительно невысокой стоимостью обучения в университетах (по сравнению с местными, «родными», университетами, а также по сравнению с университетами ЕС и США). Молодежь арабских стран и Африки ориентирована на положительный имидж российского народа, дружеское отношение, конфессиональную толерантность. Вместе с тем Россия для студентов анализируемых стран не является ключевой страной для получения высшего образования, большая часть из них ориентирована на гранты, олимпиады, квоты, выделяемые Россией для обучения иностранцев, при этом сталкивается с языковым барьером, что актуализирует необходимость совершенствования системы позиционирования российского образования за рубежом, развития международной академической мобильности. В «движении на Восток» у России есть бесспорное конкурентное преимущество – опыт СССР, во многих странах Азии и Африки до сих пор многие с благодарностью вспоминают времена реализации советских проектов. Активизация образовательного сотрудничества России со странами Африки и Ближнего Востока требует выверенной и четко сформулированной стратегии и тактики.

Об авторах

М. С. Козлов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Матвей Сергеевич Козлов. Студент

119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84, стр. 1



С. Б. Урмонова
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Сабзина Баходуровна Урмонова. Студент

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Д. Д. Хныкова
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Диана Денисовна Хныкова. Студент

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Амро Аззам Х.М. Российско-палестинские отношения и их влияние на израильско-палестинский конфликт [Russian-Palestinian Relations and their Impact on the Israeli-Palestinian Conflict] // Научный аспект. 2019. № 1. URL: https://na-journal.ru/1-2019-gumanitarnyenauki/1386-rossijsko-palestinskie-otnosheniya-i-ih-vliyanie-na-izrailsko-palestinskij-konflikt.

2. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 10 [Export of Russian Educational Services: A Statistical Collection. Issue 10] / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: ГИРЯ им. А.С.Пушкина, 2020. 557 с.

3. Арефьев А.Л., Максименко А.Ф. Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ) [Africa as a Promising Supplier of Students to the Global Education Market (the Experience of Teaching Africans in the USSR and the Russian Federation)] // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 409–435.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Social Construction of Reality. A Treatise on the Sociology of Knowledge]. М.: «Медиум», 1995. 323 с.

5. Булгаров М.А., Тонян М.Н., Кутовая А.А. К вопросу о сущности понятия «Имидж страны» [To the Question about the Nature of the “Image of the Country”] // World Science: problems and innovations: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. Ч. 2. С. 110–113.

6. Бурдье П. Практический смысл [Practical Meaning]. М.: Ин-т экспериментальной социологии, 2001. 562 с.

7. Кузнецов А.А. Политический процесс в Ливане на рубеже XX–XXI веков [Political Process in Lebanon at the Turn of XX–XXI Centuries]. М.: Изд-во Ин-та Ближ. Востока, 2017. 223 с.

8. Кыштымова И.М., Сеюба Эсанжу. Образ России и русских: особенности восприятия молодежью России и Замбии [The Image of Russia and Russians: Features of Perception Youth of Russia and Zambia] // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. № 3. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(3).28. EDN: NJAWHC. URL: https://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=25375.

9. Липпман У. Общественное мнение [Public Opinion]. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

10. Масанджа Э.Д. Социальная адаптация и социализация: проблемы адаптивного поведения африканской молодежи [Social Adaptation and Socialization: Problems of Adaptive Behavior of African Youth] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 3. С. 23–28.

11. Пурьева Д.Н., Гильдеева Д.И., Быстрова Е.М. Сравнение стоимости обучения в российских и зарубежных вузах [Comparison of the Cost of Training in Russian and Foreign Universities] // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019. Т. 3. С. 469–471.

12. Романова И.В., Черенкова Е.В. Формирование международного имиджа России зарубежными СМИ [Formation of the International Image of Russia by Foreign Media] // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28. № 6. С. 90–100. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2022-28-6-90-100.

13. Сагалаева С.С. Имидж государства: Сущность и подходы к определению [Image of the State: The Content and Approaches to Defining] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 2. С. 43–54.

14. Турк С.Н., Галкин М.И. Российско-египетские дипломатические отношения: история и перспективы [Russian-Egyptian Diplomatic Relations: History and Prospects] // Эпоха науки. 2020. № 22. С. 311–312. https://doi.org/10.24411/2409-3203-2020-12269.

15. Abiodun Adetokunbo Nigeria − Russia bilateral relations: problems and prospects // Вестник РУДН. Серия: История России. 2017. № 3. С. 477–490.

16. Boulding K. The Image. Knowledge in Life and Society. Michigan: University of Michigan Press, 1956. 175 p.

17. Herinelto C. et al. Development of science in the angolan perspective: problems and solutions // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022. № 4. С. 225.

18. Ikuteyijo L.O. Irregular migration as survival strategy: Narratives from youth in urban Nigeria // West African youth challenges and opportunity pathways. 2020. P. 53–77.

19. Monday O.M., Mallo G.D. Higher education in Nigeria: Challenges and suggestions // Middle European Scientific Bulletin. 2021. Vol. 16. No. 1. P. 56.

20. Odunuga Segun. East European Revolution and Nigeria’s Diplomacy. Ibadan: University of Ibadan press, 1995. P. 12.


Рецензия

Для цитирования:


Козлов М.С., Урмонова С.Б., Хныкова Д.Д. Высшее образование как фактор привлекательности России для молодежи стран Ближнего Востока и Африки (на примере Анголы, Египта, Нигерии, Ливана и Палестины). Россия и мир: научный диалог. 2025;(2):108-127. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-108-127

For citation:


Kozlov M.S., Urmonova S.B., Khnykova D.D. Higher Education as a Factor of Russia’s Attractiveness to Young People from the Middle East and Africa (Using the Example of Angola, Egypt, Nigeria, Lebanon and Palestine). Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(2):108-127. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-2(16)-108-127

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)