Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

«Халяльные» кафе Москвы как пространство репрезентации «мусульманскости»: постановка проблемы

https://doi.org/10.53658/RW2025-4-4(18)-168-178

Аннотация

Статья посвящена «халяльной» индустрии, а именно – «халяльным» кафе и ресторанам в Москве. Термин «халяльность» воспринимается по-разному среди рестораторов и владельцев кафе (именно поэтому мы предпочли заключить его в кавычки). Данная тема является достаточно актуальной по разным причинам. Во-первых, исследований по этой теме на основе московского материала чрезвычайно мало, во-вторых, сейчас происходит бурный рост появления таких заведений. Исследование основано на анализе работ десяти кафе и одного ресторана в Москве, которые позиционируют себя как «халяльные». Все эти одиннадцать объектов были выбраны путем применения методики выборки, управляемой респондентами RDS (Respondent Driven Sampling), которая широко используется, в том числе в России, для сбора данных о маргинальных труднодостижимых группах, таких как мигрантские сообщества. В статье представлено пять полуструктурных интервью с владельцами или администраторами кафе; также нами было использовано включенное наблюдение во всех этих заведениях. Пока это только предварительные выводы, так как двухгодичный проект «Культура повседневности мусульман Москвы: пространства, сети и практики» находится в начале своего осуществления. Тем не менее уже обрисовываются первые контуры «большой картины», которая в дальнейшем может показать достаточно весомое пространство Москвы, где важное место занимают мусульманские сообщества.

Об авторе

Т. С. Каландаров
Институт этнологии и антропологии РАН
Россия

Каландаров Тохир Сафарбекович. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник

119334, г. Москва, Ленинский проспект, 32а



Список литературы

1. Белик А.А. Этнос, религия, личность (На примере воздействия «новых» религий на личность и на этноконфессиональную ситуацию в г. Москве в 90-е годы) [Ethnos, Religion, Personality (Based on the Impact of “New” Religions on the Personality and on the Ethno-Confessional Situation in Moscow in the 90s)] // Московский регион: этноконфессиональная ситуация. М.: ИЭА РАН, 2000. С. 22–39.

2. Варшавер Е.А., Рочева А.Л. Сообщества в кафе как среда интеграции иноэтничных мигрантов в Москве [Cafe Communities as an Environment for the Ethnic Integration of Migrants in Moscow] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 3. С. 104–114.

3. Давыдова Р. Халяль движет рынком [Halal Drives the Market] // Мясные технологии. 2012. № 8. С. 36–41.

4. Дозволенное и запретное в питании и не только. Пособие по фикху [Permitted and Prohibited in Food and More. A Guide to Fiqh]. Казань: Издательский дом «Хузур» – «Спокойствие», 2020. 112 с.

5. Загоровская В. Халяль на экспорт [Halal for Export] // Птицепром. 2015. № 2(26). С. 11–14. URL: http://sfera.fm/editions/sfera/pticeprom/20.

6. Калина Н.М., Усова К.Е. Мода как способ репрезентации ценностей мусульманской семьи [Fashion as a Way of Representation of Muslim Family Values] // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 4. С. 222–226.

7. Камали М.Х. Характеристики халала и харама в шариате и халал-индустрии [The Parameters of Halal and Haram in Shariah and the Halal Industry] / пер. с англ. П.Коротчикова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2024. 96 с.

8. Комлева В.В. Динамика дружественности коммуникационных режимов стран ближнего зарубежья (по результатам ежегодного мониторинга) [Dynamics of Friendliness of Communication Regimes of Neighboring Countries (Based on the Results of Annual Monitoring)] // Россия и мир: научный диалог. 2023. № 1(7). С. 24–39. https://doi.org/10.53658/RW2023-3-1(7)-24-39.

9. Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках «рубикона» [Religiosity: in Search of the “Rubicon”] // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 153–168.

10. Майтдинова Г.М., Сажин В.И., Мамадазимов А.М., Загребин А.Е. Межцивилизационныйдиалог в Центральной Азии: взгляды российских и таджикистанских ученых [Intercivilizational Dialogue in Central Asia: Views of Russian and Tajik Scientists] // Россия и мир: научный диалог. 2024. № 2(12). С. 136–159. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-2(12)-136-159.

11. Ожиганова А.А., Филиппов Ю.В. Новая религиозность в современной России: учения, формы, практики [New Religiosity in Modern Russia: Teachings, Forms, Practices]. М.: ИЭА РАН, 2006. 300 с.

12. Пруцкова Е.В. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях [Operationalization of the Concept of “Religiosity” in Empirical Research] // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 268–293.

13. Рыжова С.В. Особенности изучения религиозной идентичности россиян [Peculiarities of Studying Religious Identity of Russians] // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 118– 127.

14. Рычкова Н.В., Столярова Г.Р., Рычков С.Ю., Шакнис Ж.Б. Халяльный маркетинг в поликультурном регионе [Halal Marketing in a Multicultural Region] // Регионология. 2018. № 2. С. 278–295. https://doi.org/10.15507/2413-1407.103.026.201802.278-295.

15. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения [On the Criteria for Determining the Religiosity of the Population] // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 89–96.

16. Столярова Г.Р., Рычкова Н.В. Рычков С.Ю. Религиозные детерминанты культуры питания современных городских мусульман (на примере татар и таджиков г. Казани). [Religious Determinants of Food Culture of Modern Urban Muslims (Using the Example of Tatars and Tajiks of Kazan)]. Казань: «Грумант», 2018. 320 с.

17. Шовхалов Ш.А. Рынок халяль в России: теория, практика и перспективы развития [Halal Market in Russia: Theory, Practice and Development Prospects]. М.: ИНФРА-М, 2020. 243 с.

18. Этническое и религиозное многообразие России [Ethnic and Religious Diversity of Russia] / под ред. В.А.Тишкова, В.В.Степанова. Изд. 2-е, испр. и дополн. М.: ИЭА РАН, 2018. 561 с.

19. Akyol M., Kilinc O. Internet and Halal Tourism Marketing // Turkish Studies – International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 2014. Vol. 9/8. P. 171–186. https://doi.org/10.7827/TurkishStudies.7278.

20. Allam A. Marketing of Halal Meat in the United Kingdom: Supermarkets Versus Local Shops // British Food Journal. 2008. Vol. 110, № 7. P. 655–670. https://doi.org/10.1108/00070700810887149.


Рецензия

Для цитирования:


Каландаров Т.С. «Халяльные» кафе Москвы как пространство репрезентации «мусульманскости»: постановка проблемы. Россия и мир: научный диалог. 2025;(4):168-178. https://doi.org/10.53658/RW2025-4-4(18)-168-178

For citation:


Kalandarov T.S. “Halal” Cafés in Moscow and “Muslimness”: Problem Statement. Russia & World: Sc. Dialogue. 2025;(4):168-178. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2025-4-4(18)-168-178

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)