Кан Ювэй об истоках цивилизации Запада
https://doi.org/10.53658/RW2022-2-1(3)-36-52
Аннотация
Статья посвящена вопросу о формировании концепции цивилизационного развития Кан Ювэя (1858–1927). На материале «Путешествия в Италию» (1904) рассмотрено видение западной цивилизации с точки зрения конфуцианского мыслителя. Кан Ювэй утверждал, что единение является основным законом истории. С его точки зрения, Римская империя была примером государства, создание которого отвечало законам эволюционного развития природы и общества. Современная ему Италия рассматривалась как молодое государство, которое еще не преодолело последствий «родовой травмы». Формируясь в синоцентрической парадигме, Кан Ювэй рассматривал мировую цивилизацию как единый эволюционный процесс восхождения от варварства к вершинам культуры. Соответственно, позитивный опыт Запада можно использовать для исправления недостатков Китая и возвращения стране высокого политического и геостратегического статуса.
Ключевые слова
Об авторе
Д. Е. МартыновРоссия
МАРТЫНОВ Дмитрий Евгеньевич. Доктор исторических наук. Профессор кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений
420111, Российская Федерация, Казань, ул. Пушкина, 1/55
Список литературы
1. Алимов, И.А., Кравцова, М.Е. (2014), История классической китайской литературы с древности и до XIII в.: поэзия, проза [The history of Classical Chinese literature from the antiquity to 13th c.: Poetry. Prose]. СПб.: Петербургское востоковедение.
2. Ван Минмин (王铭铭) (2019), “Шэнпин чжи цзин: цун «Идали юцзи» кань Кан Ювэй Оуя вэньмин лунь” (“Предел Рождающегося мира: взгляд Кан Ювэя на европейскую цивилизацию” в [трактате] “Путешествие в Италию” [The Ambit of Flourishing Peace: Kang Youwei’s Perspective of Eurasian Civilizations as Seen in “The Travelogue of Italy”], 升平之境:从《意大利游记》看康有为欧 亚文明论), Шэхуй цзачжи, Т. 39, № 3, с. 1–56.
3. Кобзев, А.И. (2002), Философия китайского неоконфуцианства [Philosophy of Chinese NeoConfucianism]. Москва: Восточ. лит.
4. Куан Болинь (邝柏林) (1980), Кан Ювэй дэ чжэсюэ сысян (Философские идеи Кан Ю-вэя, 康有为的哲 学思想). Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ.
5. Мартынов, Д.Е. (2010), Кан Ю-вэй: Жизнеописание [Kang Youwei: A Biography]. Казань: Ин-т истории АН РТ им. Ш. Марджани.
6. Мартынов, Д.Е. (2014) “Путешествия Кан Ю-вэя, западная цивилизация и модернизация Китая” [Travels of Kang Youwei, Western civilization and modernization of China], В пути за Китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева. Ученые записки Отдела Китая, Вып. 12. Москва, с. 296-306.
7. Мартынов, Д.Е. (2017), Идея Великого единения (Да тун) в истории китайской общественной мысли рубежа XIX–XX вв. и Кан Ю-вэй [The Idea of Great Unity (Datong) in the History of Chinese Social Thought at the Turn of the 19th – 20th Cent. and Kang Youwei]. Казань: Изд-во Академии наук РТ.
8. Alitto, G.S., Liang Shuming (2010), Has Man a Future?: Dialogues with the Last Confucian. Beijing: Foreign Languages Teaching and Research Press.
9. Brusadelli, F. (2020), Confucian concord: reform, utopia and global teleology in Kang Youwei’s Datong Shu. Leiden – Boston: Brill.
10. Elman, B.A. (2010), “The Failures of Contemporary Chinese Intellectual History,” Eighteenth-Century Studies, Vol. 43, No. 3, pp. 371-391.
11. Findeisen, R.D. (2000), “In the hutong of Naples. From Chinese Travelogues of the Republican Era,” Cina, No. 28, pp. 89-106.
12. Hsiao Kung-ch’uan (1975), A modern China and a New World: K’ang Yu-wei, Reformer and Utopian, 1858–1927. Seattle, L.: University of Washington Press.
Рецензия
Для цитирования:
Мартынов Д.Е. Кан Ювэй об истоках цивилизации Запада. Россия и мир: научный диалог. 2022;(1):36-52. https://doi.org/10.53658/RW2022-2-1(3)-36-52
For citation:
Martynov D.E. Kang Yuwei on the origins of Western Civilisation. Russia & World: Sc. Dialogue. 2022;(1):36-52. https://doi.org/10.53658/RW2022-2-1(3)-36-52