Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск
№ 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДУНАРОДНЫЕ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Международные отношения, глобальные и региональные исследования

26-58 10
Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу стратегической культуры стран Центральной Азии; акцентируется внимание на ее многофакторной природе. В рамках исследования рассматриваются исторические, культурные, политические и социально-экономические детерминанты, которые оказывают влияние на формирование и эволюцию стратегической культуры в регионе. Центральная Азия имеет долгую и сложную историю, включая периоды завоеваний, колониализма и независимости. Эти исторические события оказали значительное влияние на формирование национальных идентичностей и стратегических приоритетов. Страны Центральной Азии расположены на пересечении важных торговых маршрутов и имеют стратегическое значение для региональных и глобальных игроков, что определяет их интерес к обеспечению стабильности и безопасности в регионе. Экономическое развитие, социальные процессы и политические системы также влияют на стратегическую культуру. Традиционные ценности, религия и культурные нормы также играют важную роль в формировании стратегических культур. Центральная Азия находится под влиянием различных внешних факторов, включая политику соседних государств, деятельность международных организаций и глобальные тенденции. Авторы выявляют ключевые факторы, определяющие специфику стратегического мышления и поведения государств Центральной Азии в контексте международных отношений. Полученные результаты представляют собой ценный ресурс для углубленного понимания современных внешнеполитических стратегий стран региона, а также для разработки эффективных подходов к их взаимодействию на глобальном уровне.

Статья подготовлена на основе материалов научных докладов ученых, представленных на зарубежной сессии «Стратегические культуры стран Центральной Азии: факторы формирования», проведенной в рамках IX Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2025. Стратегии».

59-78 10
Аннотация

В данной статье анализируются факторы влияния внерегиональных государств на внешнюю политику Республики Казахстан в 2014–2024 гг. Внешнюю политику Республики Казахстан можно охарактеризовать как внешнюю политику «становящейся средней державы». На основе конструктивистского и поведенческого подходов рассматривается степень воздействия внерегиональных государств на внешнюю политику Казахстана. Проведен сравнительный анализ влияния Турции, Великобритании и Индии на внешнюю политику Казахстана. В рамках работы была проведена серия интервью с известными российскими экспертами по внешней политике стран Центральной Азии и Турции. В качестве факторов влияния были определены 3 направления сотрудничества: экономическое, политико-дипломатическое и «умная сила». В ходе сравнительного анализа определено, что наиболее серьезное экономическое влияние на внешнюю политику Казахстана оказывает Турция, а Великобритания активно использует факторы «умной силы» для реализации своих интересов в стране. Влияние Индии в Казахстане остается ограниченным, но имеющим тенденцию к росту. Турция способна в среднесрочной перспективе перейти в «полуторный» ряд благодаря растущему экономическому влиянию и «умной силы». В статье делается вывод, что государства «второго ряда» не обладают полноценным влиянием на внешнюю политику Казахстана.

Статья подготовлена участником Программы стажировок работников и аспирантов российских образовательных и научных организаций в НИУ ВШЭ на основе данных, полученных в период стажировки. Автор статьи выражает благодарность российским экспертам-специалистам по внешней политике стран Центральной Азии, согласившимся дать свои экспертные комментарии.

79-92 14
Аннотация

Статья посвящена исследованию тенденций и результатов климатического регулирования на современном этапе хозяйствования. Авторами приведены ретроспективные данные, характеризующие усиление внимания к вопросам климатических изменений в мире и интеграции России в данные процессы. Проанализированы показатели инвестирования в климатические проекты и выявлена тенденция их усиления за последние несколько лет. Особую значимость имеют исследования и практические разработки, направленные на обновление методической и информационной базы для оценки и прогноза углерододепонирующей способности лесов, а также нормативно-методических документов, обеспечивающих уточнение расчетов количественного объема поглощения парниковых газов лесами. Сделан вывод, что сложившаяся ситуация является результатом многолетнего институционального оформления различных аспектов климатического регулирования и формирования методических основ сертификации углеродных единиц. Отдельное внимание уделено природноклиматическим и лесоклиматическим проектам как ключевым в обеспечении углеродной нейтральности. Рассмотрено место России в климатическом регулировании. Выявлено, что сформирована достаточная нормативноправовая база и система инструментов государственной поддержки реализации климатических проектов, что обеспечило как формирование карбоновых полигонов на территории страны, так и участие предпринимательских структур в прибыльных проектах на рынках углеродных единиц. Определено, что для наиболее эффективного обеспечения углеродной нейтральности необходимо внесение изменений методического характера в нормативные документы. Сделан вывод о перспективности реализации лесных климатических проектов как в международном аспекте, так и в России с учетом нарождающихся новых возможностей в сфере обращения высококачественных углеродных единиц.

93-109 9
Аннотация

Данное исследование посвящено анализу социально-экономических показателей и методам оценки региональной социально-экономической дифференциации Кыргызской Республики за период с 2019 по 2023 г. В работе рассмотрены ключевые аспекты, такие как динамика численности населения, валового внутреннего продукта (ВВП), уровня жизни, а также изменения в секторах промышленности, сельского хозяйства и услуг. Проблема исследования – высокий уровень региональной социально-экономической дифференциации в Республике Кыргызстан. Цель данного исследования заключается в выявлении и оценке уровня региональной социально-экономической дифференциации, разработке предложений по выравниванию на примере регионов Республики Кыргызстан. В качестве методов исследования применялись метод систематизации и анализ российской, кыргызской и зарубежной литературы, статистических данных. В работе приведена сравнительная характеристика понятий «региональное неравенство», «региональные диспропорции» и «региональная дифференциация». Вариантом преодоления неравенства является государственное регулирование регионов путем проведения экономической и социальной политики. Исследование выявляет устойчивый экономический рост в Кыргызской Республике за последние годы, который сопровождается увеличением среднедушевых доходов и повышением уровня жизни населения. Однако также поднимаются вопросы, связанные с инфляционными процессами и безработицей, что требует дополнительного внимания со стороны государственных органов и разработки эффективных стратегий для дальнейшего социально-экономического развития страны и ее регионов. Полученные результаты подчеркивают необходимость комплексного подхода к анализу и управлению экономическими процессами в регионах Кыргызской Республики для обеспечения устойчивого роста и повышения благосостояния населения.

Статья подготовлена в рамках Программы международной академической мобильности, организованной Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций для молодых ученых зарубежных стран.

110-119 7
Аннотация

Современная конфронтация между странами коллективного Запада и Россией приобретает новый прагматичный характер, который способствует обострению социокультурных проблем во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Организация Североатлантического договора, как геополитический инструмент давления коллективного Запада, формирует повестку в различной интерпретации для эскалации напряженности или, напротив, для сдерживания России. Пути исследования данного вопроса на текущий момент имеют ярко выраженный враждебный характер. Это не позволяет сформировать устойчивую позицию для дальнейшей деэскалации напряженности, так как исследователи стран Запада и России преследуют политический подтекст текущей международной повестки. В связи с этим в данной статье предлагается рассмотреть альтернативный взгляд на конфронтацию между коллективным Западом и Россией, в том числе в лице своего инструмента – НАТО. Автор проводит обзорный ретроспективный анализ исторических предпосылок, которые, возможно, стали одним из факторов обострения отношений между Западом и Россией со стороны Российского государства. Позиция автора основана на изучении открытых источников информации. Предполагается, что альтернативный подход может способствовать открытию нового подхода к изучению конфронтации между коллективным Западом и Россией. Дальнейшие исследования в области ретроспективных действий и бездействий стран Запада по отношению к России позволят проводить более прагматичные исследования в вопросах формирования международного баланса интересов ключевых политических акторов.

ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ СОЦИУМ. Социальная структура, социальные институты и процессы. Политическая социология

122-142 10
Аннотация

Экономические, политические и социальные трансформации последних десятилетий в различных странах мира актуализировали исследования генезиса и эволюции институциональной среды общественной системы, что неразрывно связано с проблемой осмысления особенностей и направленности исторического процесса. Одним из интересных кейсов является Япония, где слились институты как «западного», так и «незападного» типа. Цель исследования – попытка философского осмысления японской истории, выявления ее наиболее общих трендов и их причин, определяющих особенности современного и в значительной степени будущего развития Японии. Методологической основой исследования является институциональный подход, дополненный теорией институциональных матриц (ИМ), в соответствии с которой сущностные черты общественной системы определяются ее институциональной матрицей, образованной базовыми институтами альтернативных типов (редистрибутивными и рыночными), сосуществующими на условиях доминантности  /  комплементарности и регулирующими взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы общества (экономическую, политическую, социокультурную). Показано, что в отличие от других стран с выраженным типом доминирования институтов в ИМ Япония обладает институциональной матрицей гибридного типа, что обусловлено особенностями формирования ее общественной системы: нахождением социальной общности в условиях фронтирной колонизации и оторванности от «корневой» социальной системы, частью которой она являлась ранее. Гибридизация институтов на стадии формирования общественной системы предопределила специфику развития страны, что проиллюстрировано в ходе анализа широкого временного среза японской истории. В частности, показано, что при трансплантации институтов извне в институциональную среду Японии они приобретали отдельные элементы альтернативного типа. Продемонстрировано сохранение институциональной амбивалентности Японии (отсутствие выраженного доминирования институтов определенного типа в институциональной матрице) до настоящего времени. Гибридизация институтов, обусловленная особенностями генезиса институциональной матрицы, обеспечивает восприятие институциональных инноваций и устойчивость развития Японии.

143-155 8
Аннотация

Специальная военная операция, проводимая Российской Федерацией на Украине, выдвигает на передний план ряд проблем реорганизации различных структур государства, в том числе требования существенной корректировки военной политики, военного строительства и военного управления, а также меняет характер военно-гражданских отношений. Одним из видов военно-гражданских отношений является экспертное взаимодействие, которое основано на специальных знаниях и компетентности как гражданских экспертов, так и военных специалистов. При этом экспертное взаимодействие не означает, что гражданское общество получает право управлять военной организацией, но предполагает открытый диалог, обмен информацией и мнениями между сторонами для достижения взаимопонимания и разработки оптимальных решений. Целью статьи является описать предлагаемый механизм экспертного взаимодействия между гражданским обществом и военной организацией государства в сфере обеспечения военной безопасности. Раскрываются процессы взаимодействия государственных структур, гражданского общества и военной организации государства. Механизм включает в себя процедуры сплочения смешанных коллективов экспертов и лиц, принимающих решения, распределение полномочий и ответственности, анализ типов субъектов экспертного взаимодействия, соображения о типах разрабатываемых совместно решений. Предложенный механизм представляет собой динамическую систему, направленную на повышение эффективности обеспечения национальной безопасности. Его внедрение способно укрепить доверие между гражданским обществом и органами государственного и военного управления, усилить общественную поддержку СВО, а также обеспечить приток новых знаний и технологий в военную сферу.

156-170 11
Аннотация

Данное исследование предпринимает попытку проанализировать современные реалии и кризисные проявления в сфере символического капитала Соединенного Королевства, непосредственно связанного со структурой власти, престижа и идентичностью. Опираясь на методологию П.Бурдье, позволяющую отождествлять символическое пространство с физическим через проекцию распределения отдельных видов капиталов, задающих таким образом социальную структуру, мы оказываемся в пространстве, где один из видов капитала – символический – обладает способностью формировать устойчивый образ формализованного социального сообщества – страны, государства – как наиболее привлекательного для многих людей. Используя это преимущество, Великобритания создала и поддерживает образ своих основополагающих институтов, таких как монархия, парламент, Англиканская церковь, Содружество, образование и сфера культурного наследия (Британский музей), как наиболее престижных проявлений культуры и общественного развития, создавая, таким образом, ореол высококачественного сообщества. В качестве исследовательского вопроса мы анализируем, насколько сегодня эти институты когерентны социальной динамике современного британского сообщества, каковы их основные проблемы и как сами британцы оценивают их эффективность и узнаваемость. Основная гипотеза, сопровождающая повествование, к подтверждению которой мы приходим в конце, состоит в том, что за «фасадом символической Великобритании» скрывается нутро социально-экономического и духовного кризиса. Однако, скрывая эти обстоятельства, Британия предпринимает неустанные попытки использовать свой символический капитал, навязывая свой образ «лидера демократического мира». Можно обмануть некоторые страны и народы, но обмануть историю не получится.

171-187 9
Аннотация

Статья посвящена анализу развития искусственного интеллекта (ИИ) в России, странах Евразийского экономического союза и мире, с акцентом на международное сотрудничество и рейтинги ведущих государств в этой области. Подчеркивается роль ИИ как ключевого фактора экономического роста и инновационного развития, а также важность формирования международных платформ и стратегий, включая инициативы БРИКС, ШОС, ОДКБ, СНГ и Союзного государства России и Беларуси, направленных на координацию усилий и регулирование рисков ИИ. В методологической части описывается комплексный подход к оценке потенциала ИИ, включающий анализ государственных программ, инвестиций, научных публикаций и кадрового потенциала. Основное внимание уделяется международным рейтингам, таким как Global AI Index, Stanford AI Index Report 2024 и PwC’s Global Artificial Intelligence Study, которые оценивают страны по множеству параметров – от инфраструктуры и исследований до коммерческих стратегий и нормативной базы. Результаты анализа рассмотренных рейтингов показывают, что США и Китай сохраняют существенное лидерство, значительно опережая другие страны, а Россия, демонстрируя сильные позиции в развитии, государственном финансировании и правовой поддержке, отстает по кадровому потенциалу и инфраструктуре. Анализ рейтингов позволяет выявить ключевые тенденции и вызовы в развитии ИИ, а также подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования цифровой инфраструктуры и международного сотрудничества для устойчивого социально-экономического прогресса.

ВЛАСТЬ, ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВО. Политические институты, процессы и технологии

190-210 9
Аннотация

Статья посвящена анализу становления и развития современной политической науки Таджикистана. Автор исследует методологические подходы, исследовательские приоритеты и научные ориентиры таджикских ученых. На основе изучения массива научных публикаций за период с 2000 по 2024 г., выявлены ключевые темы таджикских исследований: государственность, национальная идентичность, безопасность, исламский фактор, политическая культура. Автор утверждает, что в Таджикистане начала формироваться собственная научная школа политологии, опирающаяся на отечественные исследовательские коллективы, академические институты и университетские кафедры. Выделяются признаки формирования национальной школы политологии, включая институционализацию научных центров, устойчивость исследовательских коллективов, наличие национальных научных авторитетов, национальные особенности предметного поля исследований. Обращается внимание на методологические особенности таджикских исследований: преобладание историко-генетического подхода, секьюритизация проблемного поля исследований. В условиях актуализации вопросов безопасности, идентичности, устойчивости, таджикская политология приобретает большое значение как национальный аналитический ресурс. Наряду с достижениями выявлены факторы, сдерживающие развитие научной школы политологии в Таджикистане: недостаточность теоретических, фундаментальных, прогнозных и сравнительных исследований, доминирование нормативных исследований и государственного дискурса, локальность исследовательских интересов и слабая междисциплинарность. Автор подчеркивает значимость расширения научных контактов между Россией и Таджикистаном, необходимость увеличения программ научной мобильности и совместных научных проектов. Работа вносит вклад в понимание особенностей научного дискурса Таджикистана и представляет интерес для исследователей постсоветского пространства, центральноазиатских трансформаций и сравнительной политологии.

211-223 6
Аннотация

В статье анализируется военно-техническое сотрудничество Китая со странами Магриба (на примере Алжира, Марокко и Туниса). За последние два десятилетия КНР значительно увеличила свое присутствие в странах Магриба – Алжире, Марокко и Тунисе. Проблемой исследования является выявление причин, условий, направлений, тенденций и перспектив развития сотрудничества Китая и стран Магриба в военно-технической сфере Особое внимание уделяется анализу факторов, влияющих на развитие военного сотрудничества между сторонами. Автор приходит к выводу, что сотрудничество Китая со странами Магриба в военнотехнической сфере неразрывно связано со стратегическими интересами КНР в регионе, такими как обеспечение безопасности китайского бизнеса, инвестиций, инфраструктуры и граждан. Исследование показало, что взаимодействие Китая с Алжиром в военно-технической области осуществляется на наиболее высоком уровне. Это выражается в поддержке государственной политики и в передаче своему партнеру современной военной техники для обороны. Марокко и Тунис, несмотря на тесные отношения с западными партнерами, также стремятся развивать сотрудничество с КНР. Автор полагает, что отношения в военнотехнической области между Китаем и странами Магриба будут наращиваться ввиду взаимной заинтересованности сторон. Предложены основные направления дальнейшего развития военно-технического сотрудничества государств. Сделан вывод, что африкано-китайское сотрудничество в сфере безопасности может стать успешной моделью межгосударственного сотрудничества; укрепление военно-технического сотрудничества в сочетании с растущими торговыми и энергетическими связями демонстрирует сближение между странами Магриба и Китаем.

224-237 15
Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу международного конфликта, его социально-политическим показателям, а также определению информативных источников, используемых для прогнозирования динамики условий обстановки. Проводится частный ретроспективный, сопоставительный и компаративный анализ военно-политической обстановки в контексте целостного социальнопрактического явления, сопутствующего международному противостоянию. Автор обращает внимание на особенности существующей типологизации международных конфликтов, их функциональных определителей и соответствующих им нормативных регуляторов. В том числе производится многомерная оценка военно-политической составляющей международного конфликта и выявляются ключевые направления по поиску и фиксации их наиболее значимых социально-политических процессов. Предлагается альтернативная типологизация международных конфликтов современного мира в зависимости от предметной направленности прогнозирования с учетом факторных аспектов военно-политической обстановки. Направление публикации сосредоточено на выявлении прямых и латентных процессов, способных оказывать влияние на возможность фрагментации прогнозного фона, а также определении наиболее релевантного способа прогнозирования выбранной области социальных отношений. В том числе внимание автора сосредоточено на особенностях формирования и протекания международных конфликтов в условиях применения участниками данного явления существующих социально-политических технологий. Совокупная многомерность параметров военно-политической обстановки, специфика ее генезиса и особенности трансформации рассматриваются с позиции прогностической актуализации и, соответственно, потенциала управления ею в условиях современности. Подчеркивается важность комплексного исследования потенциала прогнозирования военно-политической обстановки с позиции ее институционального влияния на международный конфликт.

238-257 6
Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу политических аспектов и особенностей миграционных процессов в Кыргызской Республике в контексте глобализации, внутренней трансформации и демографических изменений. Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом масштабов внешней и внутренней миграции, оказывающей многоуровневое влияние на политическую стабильность, электоральные процессы, межэтнические отношения и социальную устойчивость государства. Исследование опирается на междисциплинарный подход, объединяющий политологические, социологические, экономические и правовые методы анализа, что позволяет комплексно оценить последствия миграции для политической системы Кыргызстана. Особое внимание уделено роли государства в управлении миграцией, фрагментарности институциональных механизмов, а также слабой координации между ведомствами. Автор выявляет ключевые вызовы: отток трудоспособного населения, рост социальной напряженности, демографический и региональный дисбаланс, политическая мобилизация мигрантов, а также манипуляции с регистрацией избирателей, оказывающие влияние на электоральные процессы и формирование политической культуры. Проанализированы примеры трансформации политического пространства в условиях урбанизации и внутренней миграции. Представлены практические рекомендации по совершенствованию миграционной политики Кыргызской Республики: развитие инфраструктуры в регионах, программы по социальной адаптации и интеграции мигрантов, системный мониторинг их политической активности, обеспечение правовых и социальных гарантий. Сделан вывод о необходимости выработки согласованной, долгосрочной, стратегически ориентированной политики, направленной на повышение политической инклюзивности, устойчивости институтов власти и укрепление национальной безопасности в условиях миграционной мобильности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)