Уважаемые читатели! Этот выпуск журнала мы посвящаем анализу сложных процессов, протекающих в Афганистане, значение которых высоко для обеспечения мира и стабильности в регионе.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ. История международных отношений и внешней политики
В статье анализируются основные вехи эволюции движения «Талибан»*. Рассматривая трансформацию военно-политической активности группировки, автор выделяет пять основных исторических этапов: зарождение движения «Талибан»*, первое правление, период затишья, период возрождения и повторное правление. По представленным в статье оценкам, основные цели и задачи талибов за 20 лет почти не изменились, однако трансформацию претерпел состав движения, что отразилось на динамике запретительной политики.
В статье исследуются источники финансирования талибов на протяжении двадцати лет. Автор выделяет внутренние и внешние источники доходов движения «Талибан»*. Отмечена роль незаконного производства наркотиков в финансировании деятельности талибов в борьбе за власть.
Статья посвящена торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству, а также сотрудничеству в сфере образования России и Исламской Республики Афганистан. В этот период было устранено главное препятствие на пути экономического взаимодействия – урегулирована проблема долга, что открыло возможности госфинансирования экономических проектов. Российские фирмы приняли довольно активное участие в возрождении Афганистана. Создание ряда совместных органов и режим наибольшего благоприятствования привели к тому, что в 2011 и 2014 гг. товарооборот России и Афганистана достиг пика. Развивалось и гуманитарное сотрудничество. Россия оказывала содействие Афганистану в сфере образования.
В статье рассматриваются причины американского вторжения в Афганистан, основные задачи, решавшиеся американскими политиками и военными в этой стране, эволюция стратегии и тактики действий Вашингтона в ходе военной операции в 2001–2021 г., а также итоги 20-летнего американского военного присутствия в стране.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Международные отношения, глобальные и региональные исследования
Статья посвящена политике в Евразии в контексте претензий США на ключевую роль в мире и их способность самостоятельно управлять фигурами на «Великой шахматной доске». Рассматриваются политика и взаимосвязь между военной кампанией США на Ближнем Востоке, в частности в Ираке, и ситуацией в Афганистане. Автор аргументирует свою позицию и делает выводы о том, что в настоящее время США переключились на территории вокруг Российской Федерации, формируя пояс недружественности.
В статье рассматриваются основные положения современной внешней политики Узбекистана на афганском направлении, которые оформились после начала реформ президента Шавката Мирзиёева в 2016 г. Афганистан в ней концептуально рассматривается не как источник угроз стабильности и безопасности, а как сумма возможностей для Узбекистана и региона Центральной Азии, преимущественно в их экономическом развитии. Узбекский подход можно охарактеризовать как опирающийся на комбинацию следующих факторов: поддержка установлению мира и стабильности в Афганистане; развитие торгово-экономического сотрудничества с Кабулом; продвижение Узбекистаном инициатив по большему участию мирового сообщества в налаживании мирной жизни в Афганистане; интеграция этой страны в продвигаемые Ташкентом проекты взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. Подобный реалистичный подход отличается высоким уровнем гибкости, который позволил Узбекистану выстроить конструктивные отношения с афганскими властями как до событий 15 августа 2021 г., так и после них.
Афганский вектор всегда занимал важное место во внешней стратегии независимого Казахстана, что в значительной степени обусловлено вопросами общей региональной безопасности. Именно фактор нестабильности в Афганистане, соответственно, связанные с данным моментом разного рода риски для центральноазиатских стран, исторически выступали движущей силой политики Республики Казахстан в указанном направлении. На этом фоне казахстанские власти с самого начала стремились активно вовлекаться в процессы стабилизации и укрепления мира в Афганистане, в том числе посредством оказания Кабулу прямого гуманитарного и экономического содействия. Подобная ситуация в известной мере создала условия для развития сотрудничества на межгосударственном уровне, что среди прочего отразилось на постепенном расширении взаимных торговых связей. На сегодняшний день Афганистан рассматривается в качестве одного из важных рынков для казахстанских производителей. Надо особо подчеркнуть, что в рамках двустороннего взаимодействия Казахстан всегда руководствовался политическим прагматизмом. Данный подход наглядно проявился после событий 2021 г., приведших к формированию нового афганского правительства представителями движения «Талибан». Несмотря на непризнание новых афганских властей в соответствии с международными установками, Астана, как ответственный игрок, сохранила открытыми каналы коммуникации и продолжила диалог с Кабулом по наиболее насущным темам, которые прежде всего касались поддержки афганского населения в целях недопущения резкого ухудшения обстановки в стране. Это отвечает интересам не только самого Афганистана, но и региональных и международных акторов.
Статья посвящена политике Исламской Республики Иран на афганском направлении. В ней дается обзор взаимоотношений Тегерана с Афганистаном, включая связи между двумя странами в политической, культурной, экономической и гуманитарной сферах. Обозначены основные рычаги влияния Ирана на ситуацию в Афганистане. Анализируются эволюция политики Ирана на афганском направлении после прихода к власти в августе 2021 г. талибов и развитие взаимоотношений сторон.
ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ СОЦИУМ. Социальная структура, социальные институты и процессы. Политическая социология
Статья содержит результаты пилотного исследования управляемости информационных и коммуникационных процессов в Афганистане. Автором определяется понятие «коммуникационный режим» и «управляемость», описываются показатели управляемости коммуникационных режимов и основные их типы. Концепция коммуникационных режимов впервые применяется в контексте Афганистана. Автор анализирует степень конвенциональности центра управления коммуникационным режимом в Афганистане и приходит к выводу, что режим в целом слабо конвенциональный. Рассматриваются центры управления коммуникационным режимом внутри страны и за ее пределами, делается вывод о слабой управляемости коммуникационным режимом со стороны талибов. Оценивается способность талибов бесконфликтно перевести коммуникационный режим из одного состояния в другое, способность контролировать и достигать целевых параметров коммуникационного режима, способность талибов использовать механизмы самоорганизации и общества для регулирования коммуникационных режимов. Выделяется ряд особенностей коммуникационного режима, например, наличие «слепых зон», которые не всегда видят и понимают те, кто управляет общественными коммуникациями. Статья содержит веб-аналитику, статистические данные о СМИ, популярных браузерах, поисковиках, передающих устройствах.
В статье анализируется взгляд из Таджикистана на гуманитарную ситуацию и проблемы безопасности в Афганистане после прихода к власти «Талибана»* в августе 2021 г. Подчеркивается, что, в отличие от многих ведущих стран и государств региона, которых особенно не беспокоил переход Афганистана под контроль террористической организации «Талибан»*, это событие столкнулось с особой негативной реакцией в таджикском обществе. Общество Таджикистана впервые восприняло угрозу для таджиков Афганистана как угрозу для себя, своего языка, культуры, ценностей и в целом культурного ареала и самого существования нации. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон открыто и настойчиво настаивал на формировании инклюзивного правительства, на обязательный учет интересов этнических таджиков, которые составляют порядка 46 процентов населения Афганистана. Последствия прихода «Талибана»* к власти впервые рассматриваются в Таджикистане как угроза национальной идентичности таджиков (и в целом для таджиков как нации).
Статья посвящена исследованию вопроса прав и положения женщин в афганском обществе за последние более чем 30 лет, то есть после завершения эпохи секулярной системы управления страной. В ней дается краткий обзор развития данного вопроса с начала ХХ века, показывается место и положение афганских женщин в обществе после прихода к власти моджахедов, а затем талибов, изучается процесс развития образования и вовлечения женского населения в социально-экономическую и политическую жизнь после 2001 года, а также изменения ситуации в этом направлении с повторным приходом к власти талибов.
Статья посвящена мерам, которые предпринимает новое афганское правительство в лице «Талибана»* в социальной политике с целью удержания хотя бы относительной внутренней легитимности и в то же время проведения радикального курса, нацеленного на жесткую исламизацию афганского общества. Изложена конкретная реализация проводимых талибами мер в ответ на наиболее серьезные социальные вызовы (по мнению автора), а также проанализирован вклад непосредственно новых афганских властей в стабилизацию гуманитарной ситуации