Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск
№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДУНАРОДНЫЕ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Международные отношения, глобальные и региональные исследования

22-41 57
Аннотация

Одним из потенциальных источников не только для экономического и культурного развития, но и международного обмена знаниями и технологиями являются успешные выпускники программ высшего образования, получившие его в другой стране. Отличительной особенностью выпускников американских образовательных программ высшего образования является возможность поддержания долговременной, порой пожизненной, взаимовыгодной связи с alma mater и другими выпускниками вне зависимости от их гражданства. Авторы анализируют характер взаимодействия с иностранными обучающимися американских высших учебных заведений через Бюро по делам образования и культуры и другие ведомства Государственного департамента, негосударственные профессиональные и общественные объединения. В статье исследовано функционирование ассоциаций выпускников американских университетов и их роль в поддержке репутации образовательных учреждений. Авторами наряду с официальными технологиями взаимодействия выпускников изучены неформальные сообщества (социальные сети) выпускников высших учебных заведений США. В исследовании представлено восприятие зарубежных обучающихся американских колледжей и университетов сотрудниками аналитических центров. Изучение механизмов взаимодействия с иностранными выпускниками американских образовательных учреждений представляет интерес, в том числе в целях совершенствования системы привлечения иностранных граждан для обучения на российских образовательных программах высшего образования, развития системы формальных и неформальных связей с выпускниками, повышения статуса российского образования в мире.

42-55 59
Аннотация

В статье уделяется внимание эффективным инструментам и технологиям работы с иностранными студентами высших учебных заведений и государственных структур Франции, сотрудничества в условиях глобализации. В центре анализа находятся ключевые направления: от начального процесса адаптации студентов к образовательной системе страны до включения их в культурное и социальное пространство Франции, а также обеспечение успешной карьерной реализации после окончания учебных программ. Исследование фокусируется на разнообразии проектов и инициатив со стороны французских университетов: от разработки специальных курсов адаптации до внедрения грантовых систем поддержки. Анализируются конкретные методические подходы, включая использование менторского сопровождения студентов-иностранцев, проведение междисциплинарных мероприятий и активное взаимодействие с потенциальными работодателями. В работе представлены кейсы удачных практик: от успешной интеграции иностранных выпускников в научные сообщества до инновационных программ сотрудничества между университетами Франции и международным бизнес-сектором. Особое внимание уделяется комплексному подходу и тому, как он способствует укреплению конкурентоспособности выпускников на мировой арене труда и углубляет межкультурные связи страны с мировым сообществом на международной арене.

56-68 89
Аннотация

Данная статья представляет результаты научно-практической дискуссии Центра исследований международных гуманитарных коммуникаций РУДН имени Патриса Лумумбы «Технологии работы с иностранными гражданами-выпускниками страновых образовательных программ», которая состоялась 21 ноября 2024 г. В рамках дискуссии обсуждались следующие вопросы: насколько эффективны и жизнеспособны существующие форматы работы с выпускниками; каковы механизмы выстраивания корпоративной идентичности выпускников страновых образовательных программ и каковы механизмы повышения мотивации иностранных выпускников для долговременного взаимодействия с альма-матер. По результатам дискуссии эксперты пришли к выработке рекомендаций по эффективному вовлечению и удержанию выпускников в качестве интегрированного дружественного в отношении РФ сообщества. Авторы настоящей статьи представили в ходе дискуссии доклады, посвященные деятельности сетевых университетов СНГ и ШОС.
Авторы отмечают, что сетевые университеты представляют собой важный инструмент развития образовательного и научного сотрудничества, укрепления межкультурных коммуникаций и повышения мобильности студентов и преподавателей, поскольку способствуют формированию общего образовательного пространства и гармонизации национальных образовательных систем, что в перспективе может оказать положительное влияние на экономическое и социальное развитие стран-участниц. Однако, несмотря на имеющийся потенциал, сетевые университеты сталкиваются с рядом проблем, ограничивающих их эффективность. Это сказывается и на возможностях работы с иностранными гражданами – выпускниками сетевых программ российских вузов. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование механизмов функционирования сетевых университетов и повышение их привлекательности для всех стран-участниц.

69-88 107
Аннотация

Статья содержит результаты пилотного исследования, проведенного молодыми исследователями в рамках проекта «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности», организованного Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций. В статье дано описание методики, на основе которой было осуществлено исследование всеми участниками проекта «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности».
На основе анализа источников информации, результатов форсайт-сессий и опроса молодежи (из стран Азии и Латинской Америки – Вьетнама, Индии, Камбоджи, Китая, Перу и Таиланда), обучающейся в России, авторы приходят к выводу, что рассматриваемые страны имеют прочную основу для образовательного взаимодействия. В фокусе перуанской молодежи находится влияние России на общечеловеческое развитие и политическую деятельность в современном обществе. Факторы привлекательности России для студентов Индии основаны на истории доверительного взаимодействия двух стран, где главными аспектами выступают качественное образование, низкая стоимость обучения и проживания, разнообразие программ, богатое культурное наследие и особый путь исторического развития. Результаты исследования состояния туристических связей между Россией и Таиландом подчеркивают необходимость целенаправленных действий по развитию данного вида отношений. Студенты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обучающиеся в Российской Федерации, отмечают, что в стране созданы все условия для получения высшего образования (экономические условия позволяют иностранным студентам чувствовать себя комфортно и получать доступное и качественное образование). Представленные в статье результаты исследования направлены на создание основы для дальнейшего изучения и разработки рекомендаций по улучшению уровня и факторов привлекательности России.

89-107 88
Аннотация

Статья содержит результаты пилотного исследования, проведенного молодыми исследователями в рамках проекта «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности», организованного Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций. На основе анализа источников информации, результатов форсайт-сессий и опроса молодежи (из стран Центральной Азии (на примере Узбекистана и Таджикистана)), обучающейся в России, авторы приходят к выводу, что рассматриваемые страны имеют прочную основу для образовательного взаимодействия.
Авторы отмечают, что не только общее историческое прошлое, но и общие культурные ценности послужили основой для укрепления отношений между странами. Активное развитие взаимодействий в сфере культуры и образования, выраженное в проведении множества мероприятий, которые, в свою очередь, направлены на знакомство с традициями и обычаями двух народов, а также способствуют культурному и образовательному обмену, играют важную роль в развитии сотрудничества. Рассматриваются основные аспекты, влияющие на адаптацию студентов: образовательные возможности, языковые барьеры, культурные различия и социальные взаимодействия. Встречи и проведение переговоров на уровне лидеров стран улучшает диалог двух культур. Приведены результаты анкетирования и их анализ, позволяющий выявить современные тенденции. Выделены как положительные факторы, способствующие сближению культур, так и отрицательные, являющиеся препятствием для успешной интеграции молодежи в российское общество. Предложены возможные пути решения проблем для более успешного развития партнерства между странами.

108-127 85
Аннотация

Статья содержит результаты пилотного исследования, проведенного молодыми исследователями в рамках проекта «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности», организованного Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций. На основе анализа источников информации, результатов форсайт-сессий и опроса молодежи (из стран Ближнего Востока и Африки), © Козлов М.С., Урмонова С.Б., Хныкова Д.Д., 2025 © Россия и мир: научный диалог / Russia & World: Scientific Dialogue, 2025 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License обучающейся в России, авторы приходят к выводу, что рассматриваемые страны имеют прочную основу для образовательного взаимодействия.
Ежегодно увеличивается поток поступающих арабских студентов в российские университеты. Россию и арабский мир связывают многолетние отношения в различных сферах внешней политики и дипломатии, где одним из центральных факторов совместной коммуникации является противостояние западному режиму моноцентризма. Многие абитуриенты из Ливана, имея проблемы с поступлением в единственный государственный Ливанский университет, стремятся поступить в вузы России, поскольку ценят российский уровень образования, учитывают культурные и исторические связи, а также ссылаются на благоприятную социально-политическую обстановку для представителей Ближнего Востока. Россия среди современных студентов Египта пользуется популярностью как зарубежная страна получения образования, где востребованными направлениями подготовки являются медицина, инженерное дело и международные отношения. Для палестинских, нигерийских и ангольских студентов помимо исторических и культурных связей привлекательность получения образования в России связана с относительно невысокой стоимостью обучения в университетах (по сравнению с местными, «родными», университетами, а также по сравнению с университетами ЕС и США). Молодежь арабских стран и Африки ориентирована на положительный имидж российского народа, дружеское отношение, конфессиональную толерантность. Вместе с тем Россия для студентов анализируемых стран не является ключевой страной для получения высшего образования, большая часть из них ориентирована на гранты, олимпиады, квоты, выделяемые Россией для обучения иностранцев, при этом сталкивается с языковым барьером, что актуализирует необходимость совершенствования системы позиционирования российского образования за рубежом, развития международной академической мобильности. В «движении на Восток» у России есть бесспорное конкурентное преимущество – опыт СССР, во многих странах Азии и Африки до сих пор многие с благодарностью вспоминают времена реализации советских проектов. Активизация образовательного сотрудничества России со странами Африки и Ближнего Востока требует выверенной и четко сформулированной стратегии и тактики.

ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ СОЦИУМ. Социальная структура, социальные институты и процессы. Политическая социология

130-141 58
Аннотация

Технологии постакадемической работы с выпускниками образовательных учреждений стали объектом исследований в научной среде сравнительно давно применительно к зарубежным исследованиям и недавно – к отечественным разработкам. Это объясняется трансформациями образовательной системы в России на протяжении короткого (по меркам истории) промежутка времени. Советский опыт работы с выпускниками, в особенности – иностранными гражданами, был оставлен на периферии научной дискуссии в связи с новой конкурентной внутренней образовательной средой, требующей от вузов поисков новых стратегий привлечения абитуриентов и использования для этих целей сообществ выпускников. Цель статьи заключается в выявлении научных подходов к изучению сообществ выпускников, определении их интересантов и характеристике перспективности подходов для практической работы. В статье акцент делается на прагматических и ценностных аспектах взаимодействия выпускников с вузом: поиск мотивации выпускников стать членом ассоциации вуза, постулируемые ценности принадлежности к данному сообществу, потенциал выпускников в сфере двусторонних межгосударственных отношений. По результатам исследования делается вывод, что в научном дискурсе доминирующую роль играют внутренние экономические аспекты образовательной деятельности: привлечение новых абитуриентов, привлечение бизнес-партнеров, трудоустройство выпускников. Внешнеполитические интересы при работе с выпускниками только начинают подвергаться анализу со стороны политологов и социологов международного профиля. Опыт работы с иностранными гражданами, которые получили образование в других странах, может послужить основой для создания российской стратегии взаимодействия с иностранными выпускниками.

142-158 64
Аннотация

На современном мировом рынке образовательных услуг Россия укрепляет позиции в разрезе опыта трансграничного образования. Авторы рассматривают модели и формы трансграничного образования, определяют наиболее применяемые из них российскими университетами и выявляет новейшие формы трансграничного образования, инициаторами которых выступают российские университеты. В статье на основе примеров вузов, статистических и аналитических данных представлена практика российских университетов в сфере интернационализации высшего образования, развития цифровых платформ, формирования сети зарубежных филиалов, создания совместных вузов и участия в сетевых университетах. Эффективная реализация трансграничного сотрудничества в сфере образования базируется на дистанционных образовательных технологиях, которые экономичны и быстро проникают во все уголки мира. Университеты России пока не занимают лидирующих позиций в трансграничном образовании, но участники образовательного процесса осознают его важность для внутреннего и внешнего развития образовательных систем и продвижения российского образования за рубежом. На государственном уровне приняты соответствующие документы. По мнению авторов статьи, трансграничное сотрудничество в сфере образования находится на этапе развития. Процесс интернационализации образования сталкивается с рядом проблем, связанных с адаптацией существующих и недавно разработанных стратегий трансграничного образования. Анализ результатов реализации государственных документов и университетских инициатив показывает динамику развития трансграничных форм образования, способствует разработке новых инициатив и их реализации совместно с зарубежными партнерами.

159-176 73
Аннотация

Современная Россия унаследовала от Советского Союза разветвленную сеть образовательных учреждений и некоторые традиции образования. С течением времени советские стандарты образования частично устарели, частично были искусственно отменены, а само Российское государство столкнулось с рядом новых вызовов, которые предполагают возвращение Российской Федерации в ряд мировых держав с высококонкурентным уровнем образования. Большая часть статей о практиках и подходах к обучению иностранных студентов в России написана преподавателями, а всевозможная статистика используется и анализируется прежде всего в вузах, что говорит о прямой заинтересованности преподавательского сообщества в улучшении качества образовательных услуг, предоставляемых иностранцам. Однако государственные вузы на пути к улучшениям сталкиваются с рядом трудностей – в частности, с отсутствием некоторых нужных законов и законодательных инициатив со стороны государства, которые позволили бы вузам более успешно проводить в жизнь свои идеи. Это связано не только с необходимостью обновления законодательства применительно к новым условиям, но и во многом с унаследованной советской практикой управления вузовским образованием «сверху». Автор статьи делает обзор литературы по ключевым проблемам и тенденциям в этом секторе, сравнивает и оценивает советское наследие с современными практиками и предлагает пути решения некоторых основных проблем на основе советского и зарубежного опыта

177-189 44
Аннотация

В настоящей работе на примере Беларуси исследованы механизмы и условия установления коммуникационного режима, а также возможного «коридора» его изменений. На основе анализа каналов коммуникации и сопряжения коммуникационного и институционального подходов показано, что коммуникационные каналы не возникают хаотично, а регулируются посредством сложившейся конфигурации институтов, управляющих общественной системой. Интенсивность межстрановых коммуникаций определяется институциональным сродством взаимодействующих стран и достигает максимума в случае их цивилизационного единства. Механизмы и условия установления коммуникационного режима Беларуси объяснены свойствами ее институциональной матрицы, а также условиями существования социума на линии цивилизационного разлома. Показано, что главную организующую роль в формировании коммуникационных потоков в Беларуси берет на себя государство, что соответствует Х-типу (незападному) институциональной матрицы с доминированием редистрибутивных институтов и предполагает наличие сильной ветви государственной власти, координирующей общественную деятельность. Проанализирована роль религии в формировании коммуникационного режима. Показано, что для коммуникационного режима Беларуси характерно наличие двух цивилизационно разделенных ядер, ассоциированных с восточно- и западно-христианскими церквями. Обсуждена возможность цивилизационных изменений вследствие межстрановых коммуникаций (смещения границы цивилизационного раскола с территории Беларуси на ее западные рубежи) и явлений, им препятствующих. Определены условия, накладываемые на «коридор» изменений коммуникационного режима: достижение баланса институциональных изменений, инициированных «сверху», и готовность принять эти изменения «снизу»

ВЛАСТЬ, ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВО. Политические институты, процессы и технологии

192-204 62
Аннотация

В данной статье рассматривается сложная проблема языковой идентичности Республики Молдова; подчеркивается, что лингвистические споры часто имеют политическую подоплеку. Основная мысль текста заключается в том, что язык является ключевым элементом национальной идентичности и его определение используется как инструмент в политических играх государств, отражая историю их взаимосвязей и культурных взаимодействий. В частности, делается акцент на связи с румынской политикой ирредентизма. В статье рассматриваются факторы, влиявшие на формирование языковой идентичности от времен Молдавского княжества до наших дней. Автором использованы разносторонние подходы к анализу данной проблемы. Это позволило выявить, что доминирование этноязыковой идентичности нации над гражданской в Молдове демонстрирует наличие глубоких противоречий в определении молдаванами себя как нации. При этом на современном этапе делается акцент на политические механизмы определения языковой, а следовательно, и национальной идентичности. Принятие закона о признании румынского языка в качестве государственного вместо молдавского, а также отмена статуса русского языка как языка межнационального общения подчеркивают стремление властей к укреплению румынской идентичности и интеграции с Румынией. В современном молдавском обществе наблюдается интенсивное обсуждение языковой политики, что приводит к нарастанию идеологических противоречий. Поднимаются вопросы о будущем языковой политики в контексте геополитических изменений и внутренней стабильности Молдовы, рассматриваются различные точки зрения.

205-219 53
Аннотация

В статье представлены результаты исследования коммуникационного режима Грузии в контексте парламентских выборов 2024 г. Исследование анализирует особенности коммуникационных стратегий правящей партии «Грузинская мечта» и оппозиции, акцентируя внимание на использовании медийных инструментов для формирования общественного мнения. Особое внимание уделено влиянию внешнеполитических факторов, включая взаимодействие с Россией, ЕС и США. Методология работы включает структурно-функциональный и системный подходы, а также дискурс-анализ, что позволило выявить ключевые тенденции коммуникационных процессов в условиях выборного года. В исследовании подчеркивается роль институционального регулирования медиа, основанного на национальной и международной законодательной базе. Рассматриваются трансформации дискурсивных практик в контексте влияния внешних акторов, включая давление ЕС, связанное с евроинтеграцией Грузии. Полученные результаты демонстрируют, что предвыборные коммуникации стали ареной борьбы за общественное мнение, где оппозиция использовала антироссийские нарративы для дискредитации правящей элиты. При этом политика «Грузинской мечты» характеризуется стратегией дуальной коммуникации, что позволяет сохранять баланс между национальными и международными интересами. В настоящее время экономическая обоснованность и политическая практичность правящей партии Грузии способствуют поддержанию текущего положения дел в области коммуникации, поскольку критика западных организаций позволила перенаправить внимание от обсуждения отношений с Россией. Исследование углубляет понимание роли коммуникационных процессов в политической жизни Грузии, подчеркивая их значение для формирования внешнеполитического курса и внутренней стабильности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)