МЕЖДУНАРОДНЫЕ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Международные отношения, глобальные и региональные исследования
Статья содержит наиболее интересные мнения, высказанные в ходе международного круглого стола «Гуманитарная политика внерегиональных акторов на Южном Кавказе», организованного Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций в партнерстве с Центром международных и стратегических исследований Дипломатической академии МИД Российской Федерации. Представлено комплексное видение гуманитарной политики в контексте геополитических и экономических интересов и приоритетов стран. Делается акцент на политику США, Турции, Ирана и отмечается их соперничество между собой. Гуманитарная политика рассматривается как неотъемлемая часть внешней политики. США исторически рассматривают Южный Кавказ как пространство для геополитической игры в борьбе за влияние с Россией. Но общий курс на нанесение Москве «стратегического поражения» заставил американское руководство искать варианты по усилению соответствующего давления, на этот раз – через Армению. Гуманитарная политика Ирана характеризуется как «умная сила». Внедрение концепции культурной дипломатии во внешнюю политику Ирана свидетельствует о переносе акцента в разрешении межгосударственных противоречий с уровня военного и политического соперничества на социокультурный, духовной уровень сотрудничества. Турция умело сочетает инструменты экономического и культурного влияния для достижения политических интересов. Гуманитарная политика России фокусируется на сохранении культурно-исторических связей, формировании объективного образа России, сохранении русского языка как языка общения.
В настоящее время БРИКС является одной из важнейших трансрегиональных организаций, которая основана на политических, национальных, экономических интересах стран-участниц. Китай, являясь одним из инициаторов создания БРИКС, рассматривает данную организацию не только как площадку для развития экономических отношений с такими важными для него поставщиками сырья, как Россия, Бразилия и ЮАР, но также и как политический инструмент для противостояния с Западом, создания альтернативной модели международных отношений. В рамках финансовой безопасности и независимости от американского доллара Китайская Народная Республика способствовала созданию Нового банка развития (ранее известного как «Банк развития БРИКС»), предложила сделать рабочей валютой юань, в том числе для взаиморасчетов со странами БРИКС. Использование Китаем «мягкой силы» через продвижение культурного, образовательного и научного сотрудничества, в том числе в рамках БРИКС, позволяет занимать лидирующие позиции в политической и экономической сферах.
В статье рассматриваются инструменты реализации политики пантюркизма и позиции региональных и внерегиональных игроков. В основе выявленных инструментов лежат основные принципы идеологии пантюркизма. С одной стороны, автор показывает эту связь, с другой – анализирует роль этих инструментов в контексте внешней политики Турции. Оценивается деятельность этих инструментов в политике тюркоязычных стран, в частности, анализируются программы и возможности Организации тюркских государств и «тюркской интеграции». Автор определяет позицию региональных и внерегиональных акторов по отношению к интеграционным программам Турции, а также выявляет специфику политики этих акторов. Аргументация статьи заключается в том, что ряд структур и организаций, созданных Турцией после распада СССР, такие как Международная тюркская академия, школы, университеты, Институты Юнус Эмре, TIKA, TÜRKSOY, ОТГ, являются инструментами реализации пантюркизма или «тюркской интеграции», и главная цель – добиться создания политической единицы на этнолингвистической основе.
В статье исследуется ситуация в сфере водных ресурсов в ЦентральноАзиатском регионе. Из-за неравномерного распределения и односторонних шагов по использованию водных ресурсов трансграничных водотоков происходит обострение межгосударственных отношений. В статье выявлена степень управления водными ресурсами странами Центральной Азии. На примере Кыргызской Республики рассматриваются усилия по регулированию трансграничных водных рек. Дана оценка способности руководства стран региона бесконфликтно решать водные проблемы друг с другом. Рассмотрены международные водные проекты стран региона для ослабления напряженности. Выделен ряд особенностей водной политики стран Центральной Азии, которые не урегулировали проблемные вопросы после распада Советского Союза. В статье выявлена роль водных ресурсов для развития стран Центральной Азии.
В последние годы региональные интеграционные процессы создали ряд возможностей для обеспечения взаимных экономических связей между странами мира. В связи с этим страны Юго-Восточной Азии все чаще рассматриваются как одни из потенциальных партнеров для ускорения интеграционных процессов в Центральной Азии и межрегионального сотрудничества. Цель статьи – показать, что страны Юго-Восточной Азии являются важным вектором диверсификации экономических отношений стран Центральной Азии, и раскрыть основные направления развития их взаимоотношений. На основе сравнительного анализа изучены состояние политических, торгово-экономических и культурногуманитарных отношений между странами Центральной и Юго-Восточной Азии, факторы, влияющие на медленное развитие сотрудничества, и возможности его улучшения в будущем. В условиях нестабильной ситуации в мире активное участие стран Центральной Азии в интеграции дает импульс укреплению контактов со странами Юго-Восточной Азии, имеющими исторический опыт в этом отношении. Этот процесс показывает необходимость развития экономических, политических и культурно-гуманитарных связей между странами двух регионов. В заключении обосновываются сходства и различия между этими странами, достижения и недостатки, а также возможности дальнейшего развития отношений.
ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ СОЦИУМ. Социальная структура, социальные институты и процессы. Политическая социология
Иностранных студентов, обучившихся в американских университетах и по американским программам, обоснованно рассматривают как высококвалифицированных специалистов, обладающих актуальными теоретическими знаниями и прикладными навыками в своих областях (особенно в естественнонаучных, математических, компьютерных и технических специальностях). В процессе обучения в США они обретают профильные связи с представителями американских академических и деловых кругов, а также приобщаются к американской культуре и ценностям. В совокупности это делает зарубежных выпускников американских высших учебных заведений, вернувшихся в родную страну, потенциальными посредниками для налаживания международного сотрудничества с участием США в научной, образовательной и деловой сферах. Изучение параметров американской образовательной иммиграции представляет интерес, в том числе в целях совершенствования системы привлечения иностранных граждан для обучения на российских образовательных программах высшего образования.
В статье рассматривается развитие «мягких» навыков у государственных служащих на примере опыта Российской Федерации. Методологической основой написания статьи послужил компетентностный подход, который активно используется в теории и практике государственного управления. На основании компетентностного похода разработаны и изданы методологические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и по оценке профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. В них указываются группы компетенций, которыми должны обладать государственные гражданские служащие, в том числе и «мягкие» навыки. В регламентационных документах по государственной гражданской службе не выделяется понятие «мягкие» навыки, однако они вписаны в компетенции государственных служащих и являются их неотъемлемой частью. В статье приведен пример формирования и оценивания «мягких» навыков государственных служащих на примере работы Московского областного учебного центра. Показана их связь с развитием цифровых навыков. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего развития «мягких» навыков государственных служащих, построения их моделей с учетом формирования цифрового общества.
Трудовая миграция населения – это один из сложнейших социальных процессов, возникновение которого обусловлено размещением производства, изменениями экономической и политической ситуации и ростом трудовой и социальной мобильности населения. В статье рассмотрены процессы внутренней и внешней миграции населения Кыргызстана и ее основные причины, определены ее положительные и отрицательные стороны для страны. Современные тенденции миграционного движения населения Кыргызстана являются отражением череды сдвигов в социально-экономическом развитии страны, изменений ее политической ситуации. По мнению автора, наиболее значимыми факторами внешней миграции сельской молодежи являются стремление к повышению образовательного уровня и желание сельского населения изменить состояние – как материальное, так и социально-экономическое. Наряду с этнической эмиграцией на передний план выходит экономическая, обусловленная снижением уровня жизни, неопределенностью жизненных перспектив, неэффективностью социальной защиты населения. Как отметил автор, сельская молодежь проявляет себя наиболее подвижной, и вполне возможно, что если ситуация в Кыргызстане, особенно в южных регионах, будет продолжать ухудшаться, то возрастет число мигрантов среди молодежи в другие страны, такие как Россия, Болгария, Турция, Корея, Япония, Великобритания.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ. История международных отношений и внешней политики
В статье рассматривается документирование учета миграции населения в дореволюционной России, СССР и современных странах СНГ. Документирование учета миграции населения связано в первую очередь с введением паспортной системы. Уже в древних государствах вводился паспортный режим, позволявший вести учет перемещения населения. В XVIII в. вводятся разные виды паспортов и начинается становление российской паспортной системы. Учет внутренней миграции главным образом вводится в 1920-х гг., и в течение XX столетия в СССР была построена одна из лучших систем учета миграции населения. На современном этапе с этой целью используется целый ряд информационных систем и несколько видов документов: паспорт, разрешение на временное проживание, вид на жительство и др. В разных странах СНГ на основе схожего законодательства применяются сопоставимые по своим функциям, но различные документы (идентификационная карта, миграционная карта и др.), что вызывает определенные проблемы в учете международной миграции и требует совершенствования и гармонизации национальных информационных систем.
Статья посвящена русско-таджикской дружбе в советское время. Авторы анализировали статьи двух научно-популярных журналов Центрального комитета Коммунистической партии Таджикистана – «Агитатор Таджикистана» и «Коммунист Таджикистана» советского периода, материалы архива Института этнологии и антропологии РАН в Москве и иные документы. Авторами выделено четыре категории статей, в зависимости от их содержания: юбилейные статьи, о русских рабочих-мастерах, о межнациональных браках, о дружбе между таджиками и русскими в таджикской поэзии. В журналах «Коммунист Таджикистана» и «Агитатор Таджикистана» статьи, посвященные дружбе народов, публиковали люди или с учеными степенями, или председатели райкомов, горкомов и обкомов Таджикской ССР. Конечно, взгляд с позиции 2024 г. на тему дружбы народов в советское время коренным образом отличается от позиции, которая была у авторов 1970–1980-х гг. Исследование показало, что концепт «дружба народов» был надэтническим понятием советских людей.
Статья посвящена роли Иманалы Айдарбекова в образовании КараКыргызской автономной области, рассматриваемой через призму его становления как национального лидера. Исследуется его деятельность на посту заведующего земельно-водным отделом и председателя Джетысуйского облисполкома, где он сыграл ключевую роль в решении территориальных и межэтнических вопросов, а также в проведении социально-экономических реформ. Особое внимание уделяется его участию в национально-территориальном размежевании, интеграции различных этнических групп и укреплению местных властей в условиях политической нестабильности. В статье подчеркивается, что именно этот опыт стал основой для его дальнейшей деятельности в качестве лидера Кара-Кыргызской автономной области и сыграл важную роль в становлении кыргызской государственности. Автор отмечает, что через эти аспекты можно понять глубину их влияния на развитие региона и формирование его идентичности.
ВЛАСТЬ, ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВО. Политические институты, процессы и технологии
В контексте интеграции Луганской и Донецкой Народных Республик в политическое, экономическое и культурное пространство РФ возрастает актуальность изучения истории и вопросов правового, социального, конфессионального развития новых субъектов в составе России. На основе историографического анализа и данных, полученных автором в ходе экспедиции в г. Северодонецк в июне 2024 г., представлен материал, освещающий региональные и конфессиональные особенности территории. Отличительной чертой Северодонецка является то, что с 2014 г. он становится административным центром, получив статус столицы Луганской области Украины, позже здесь начинает работу украинская военно-гражданская администрация, размещается «управление СБУ по Донецкой и Луганской областям». С этого периода и вплоть до освобождения армией России в 2022 г. в г. Северодонецк активно реализовывалась политика купирования всех пророссийских движений.
Статья содержит исследование становления модели государственной политики в сфере высшего образования Кыргызстана в период с 1991 по 2021 г. Автор предпринимает попытку анализа образовательной политики Кыргызстана на основе моделей, выделенных Б.Кларком: государственно-патерналистская, либеральная, корпоративная модели. Сравнение моделей проводится на основе критериев: цели образовательной политики, уровень государственного вмешательства, финансирование образования, доступность образования. Анализируются некоторые аспекты влияния зарубежных акторов образовательной политики на формирование национального подхода к высшему образованию. Определяются два периода развития государственной образовательной политики в Кыргызстане и рассматриваются их особенности. Выявляются ключевые политические, экономические, социальные и технологические факторы, повлиявшие на выбор модели образовательной политики в Кыргызстане. Аргументируется, что к настоящему времени в стране сформировалась смешанная модель политики в сфере высшего образования (с признаками государственно-патерналистской и либеральной моделей), сохранившая черты советской высшей школы с элементами национального и европейского подходов.